Описание
Playstation VR – это устройство, позволяющее получить новые ощущения от видеоигр. Погружение при помощи шлема настолько реалистичное, что, кажется, будто вы являетесь непосредственным участником всех действий и лично проходите квесты, изучаете локации, сражаетесь с врагами.
Впервые о PS VR стало известно в 2014 году – в прессу попала информация, о том, что Сони работает над ВР-шлемом для консоли Playstation 4. Позже компания подтвердила это, заявив, что скоро выпустит продукт с кодовым название Project Morpheus.
Устройство от Сони смело может считаться самым недорогим представителем «большой тройки» и единственным вариантом для консольщиков. Ранее, отдельно от самого виртуального шлема PS4, приходилось докупать камеру захвата для отслеживания движений в пространстве и джойстики PS Move для управления процессами в видеоигре.
В 2020 вышла 2 версия и PS Camera была уже в комплекте. Теперь весь набор, кроме контроллеров, их приобретать придется отдельно за 5.000р., можно купить за 25.000 рублей, плюс в комплекте сразу идут пять видеоигр. В сумме выходит 30.000 рублей. Но даже вместе со всем оборудованием, PS VR выходит гораздо выгоднее, чем конкуренты по типу Oculus или HTC.
Плюсы и минусы
Недостатки:
- Невероятное количество проводов;
- Отслеживание в пространстве работает не так, как хотелось бы – в работе устройства отмечается нестабильный отклик;
- Плохое разрешение по сравнению с другими шлемами;
- Последняя проблема вытекает из предыдущей – из-за плохой графики самочувствие владельца ухудшается.
Положительные стороны:
- Самая низкая стоимостьсреди других гаджетов в сегменте VR;
- Гарнитура приближена к производительности других шлемов;
- Новые впечатления от использования гарантированы;
- Большой выбор игр – Sony адаптировали несколько проектов под очки. Все видеоигры, что работают на шлемах конкурентов из библиотеки Steam, отлично запускаются и на PS VR.
Samsung Gear VR 2020 — $99 (около 7000 рублей)
Лучшие на сегодняшний день VR-очки для смартфонов. Компактные, удобные, недорогие (а порой и вовсе бесплатные в комплекте с новым смартфоном). Одна беда: работают исключительно с девайсами семейства Samsung Galaxy.
Samsung Gear VR лаконично доводит до ума идею Google Cardboard. Это всё тот же «держатель» для мобильного, но качественный — с комфортным 96-градусным углом обзора и датчиками, отслеживающими положение головы. Gear VR оснащён сенсорным управлением на боковой части корпуса. В нём комфортно и видео смотреть, и запускать обширную коллекцию простеньких игр. Поскольку ресурсы телефонов ограничены, прорывной графики на Gear VR вы не увидите (по крайней мере пока).
Достоинства:
- адекватное сочетание цены и качества (можно достать бесплатно!);
- подходит для непритязательных игр и трёхмерного видео;
- не требует проводов.
Недостатки:
- работает только с линейкой Samsung Galaxy;
- сильно греется;
- для полноценного гейминга нужен геймпад.
Кому подойдёт: обладателям флагманских моделей Samsung (особенно предзаказавшим таковые) и любителям 3D-роликов. Домашний кинотеатр на кончике вашего носа.
Возможности шлема
Если вы уверены, что на шлеме от Сони можно только запускать видеоигры, то вы сильно ошибаетесь. Здесь доступен просмотр роликов и фильмов, возможность познакомиться с функциями шлема при помощи VR World и Playroom, а также использование сервисов (например, YouTube), и другие интересные вещи.
Играть в виртуальной реальности
Основная функция очков – конечно же, запуск специально адаптированных проектов. На старте их было немного, но с каждым годом библиотека пополняется. Прежде, чем запускать видеоигры, рекомендуем освоиться в новом для вас формате восприятия виртуальной реальности.
Playroom VR – это бесплатная демонстрация возможности камеры захвата. Представляет собой сборник мини-игр, позволяющий получить совершенно новый опыт. Здесь можно играть с друзьями, такими же счастливыми обладателями «Плэйстейшн Виар». В вашем распоряжении – 6 приключений, дарящих незабываемый экспириенс.
VR World – это еще один сборник, идеально подчеркивающий каждую грань возможностей гарнитуры. Здесь есть даже списки лидеров по всему миру. Пользователю предлагают испробовать полную версию пяти игр, а именно:
- «Опасное погружение» – это своеобразный симулятор дайвера, где есть место триллеру и захватывающему геймплею. Детально проработанный подводный мир порадует глаз.
- Целый сюжетный квест «Ограбление по-лондонски» предлагает примерить на себя роль опасного авторитета криминального мира. Постарайтесь выжить и подвергнитесь жесткому допросу, в ходе которого придется принять серьезное решение.
- Мини-проект с обманчивым названием «VR Сани» не вернет вас в детство, дав возможность прокатиться со снежной горы. Это – динамичная уличная гонка, где вы будете одним взглядом маневрировать в потоке машин и проезжать через опасные препятствия.
- «Жестокие игры», известный еще как «Выиграй или умри», буквально заставит раз за разом перепроходить игру, пока вы не достигните совершенства и не победите в соревновании.
- Ну и, наконец, «Космическая одиссея» погрузит геймера в опасную космическую среду, где предстоит путешествовать на инопланетном корабле и сталкиваться с врагами. Главная цель – отыскать древнейший артефакт.
Просмотр фильмов и роликов
Подключив шлем к «Плойке», вы сможете просматривать ролики с YouTube, трансляции с Twitch или сериалы через онлайн-кинотеатры. А еще – не запрещается открывать пиратские фильмы и запускать их через обычный поисковик.
Только все работает не так совершенно, как хотелось бы: видеозаписи на YouTube, которые, по идее, должны проигрываться в 360-градусном формате, показывают не очень качественную картинку. Пользователи отмечают, что поле зрение оказалось узким, и намного хуже, чем в видеоиграх. Изображение будто уходит куда-то в сторону, отображаясь в противоположном направлении от взгляда.
Чего не скажешь о платных сервисах по типу Netflix – тут Sony постарались и адаптировали кинофильмы под ВР шлем. Экран изменяется по размерам и настраивается индивидуально под пользователя. Ощущения такие же, как после посещения 3D кинотеатра на первом ряду – только непонятно, за что заплатил деньги, потому что смотришь скачанный с торрента фильм в низком качестве.
Обзор Sony PlayStation VR: виртуальная реальность как она есть
Редакция благодарит магазин iLounge за незабываемые мгновения, проведённые в виртуальной реальности.
Пролог
Я сижу на бежевом диване в большой светлой комнате. Творческий беспорядок. Огромный черный рояль. Книжные полки до потолка по периметру. Разбросанные ноты. Пепельница с тлеющей сигаретой. Неуверенно подхожу к роялю и удивленно смотрю на свои кисти. Они непривычно большие, как у Рахманинова, и плохо слушаются меня…
Я стою на крыше высотки и созерцаю красоты неведомого мегаполиса, отдалённо напоминающего Нью-Йорк. Или нет, Токио, уж слишком цветасто… Дождь усиливается, и я привычно съеживаюсь, напрягаю плечи и шею, втягиваю голову, как будто это уменьшит поверхность, которую накроет беспощадная влага… Влага ли?..
Я в технологичном лифте, по оформлению похожем на мир фильма «Трон», любой части. Еду вниз, ощущение, как при посадке самолёта. Лёгкое головокружение. Тошнота.
Я в цирковой палатке, ко мне приближается прекрасная лилипутка в яркой одежде. Она говорит мне что-то. Я улыбаюсь в ответ.
Еще одна цирковая палатка. Но не такая дружелюбная. Вагонетка, монстры, зловещий проводник, от одного вида которого мороз по хребту. Внезапные появления монстров прямо перед лицом заставляют сердце почти что выскакивать из груди… Американские горки. Головокружение и тошнота усиливаются.
Технологичное подземелье. На стене зеркало, я подхожу к нему, смотрюсь, а там… О нет! С меня хватит! Я снимаю шлем, вытираю лоб, восстанавливаю дыхание и… и начинаю писать обзор PlayStation VR.
Что это?
О виртуальной реальности мне, признаться, писать непросто. Даже в формате обзора гаджета. А всё потому, что это давнишняя мечта, которая уже так близко, но всё еще ускользает. Спугнуть боюсь, что ли…
А тут еще и гаджет производства Sony… Игровые консоли этой компании я нежно люблю. Можно даже сказать, коллекционирую (для личного пользования). Шлем Playstation VR (или PS VR) для Sony PlayStation 4 я ждала с самого первого анонса проекта, который некогда носил имя Морфея (Project Morpheus), древнегреческого бога сновидений… Даже жаль, что это название не оставили. Оно прекрасно передает эмоциональную суть виртуальной реальности: сон наяву. Давайте же посмотрим, что получилось у Sony. А ещё — поскольку мне также доводилось использовать шлемы виртуальной реальности Oculus Rift и HTC Vive, я буду вплетать в текст сравнение с этими конкурентами PS VR.
Что в коробке
В традиционной для PlayStation сине-белой коробке спрятана еще одна, более плотная и качественная коробка, а уже в ней — боекомплект:
- Сам VR-шлем. Красивый, чего уж там. Не слишком тяжелый (весит 610 граммов). Обращают на себя внимание неотделяемые провода и наличие маленького пульта с четырьмя кнопками и разъемом для наушников.
- Процессорный модуль или «коробочка». Из-за фирменного стиля и логотипа может показаться, что это какая-то очередная инкарнация PlayStation 2 (Кажется, в линейке Sony именно эта консоль имела ). На самом деле эта штуковина обрабатывает аудио контент, а еще — служит организатором проводов. А их тут хватает.
- Провода: кабель подключения к шлему виртуальной реальности, Кабель HDMI, USB-кабель, силовой кабель. На всех — наклейки с номерками.
- Блок питания. Просто блок питания.
- Белые наушники-затычки. Не может не радовать, что Sony об этом позаботилась. Да и надежда есть на хороший звук, у этой компании больше хороших наушников, чем плохих.
- PlayStation VR Demo Disk — диск с демо-версиями игрушек для виртуальной реальности. Ценность его невелика, поскольку этот же демо-диск можно загрузить из PlayStation Store.
- Инструкция. Почти бессловесна, практически комикс. Вот она как раз довольно ценна. Но, если что, и ей есть замена в сети.
А чего в коробке не хватает?
Нет, во-первых, самой консоли. Сразу оговорюсь, эта штука — PlayStation VR — работает с любой ревизией PlayStation 4, а не только c «прокачанной» PS4 Pro.
Также для погружения вам обязательно понадобится PlayStation Camera для PS4 (стоит около 60 долларов) и опционально два манипулятора PS Move. Если у вас вдруг сохранились Move со времен PlayStation 3, возрадуйтесь: это те же самые устройства, ничуть не обновленные. Однако «мувы» будут нужны только для некоторых игр.
Это камера. Она следит за вами, пока вы в PS VR
Оговорюсь, этого всего не хватало именно в нашей коробке со стандартным комплектом поставки. Буквально 2 февраля объявили, что совсем скоро Sony выпустит полный комплект VR вместе с камерой, двумя PS Move и доступом к мини-играм VR Worlds. Такой комплект уже был в продаже на старте продаж шлема, но очень ограниченным тиражом.
Подключение к консоли: строго по инструкции
«Почему это — подключение строго по инструкции?», — спросите вы. А потому, что без неё разобраться непросто. По крайней мере, с первого раза и без подготовки: уж очень много в коробке проводов, непривыкшему к таким трудностям «консольщику» будет тяжко.
Разумеется, тот, кто сталкивался с настройкой Oculus Rift или HTC Vive лишь презрительно хмыкнет. Он и не через такое проходил. Помимо подключения в случае конкурирующих платформ нужно было ещё и ПО настроить, а в случае HTC Vive пораспихивать датчики там и сям, подготовить площадку… Тут же мы просто подключаем несколько проводов к консоли, от консоли к процессорному блоку, от блока к шлему и монитору/телевизору…
Если вдруг какой хозяин потеряет ценную инструкцию-комикс, в которой всё расписано, есть youtube-ролик с русскими субтитрами. Вот он, вместо тысячи слов.
На самом деле раза с третьего я уже проделывала эту процедуру на автомате, минуты за три. Хотя, полагаю, уже через месячишко придется снова лезть в инструкцию.
Если сложить всё вместе, получается ооочень много проводов
Проводов оказалось внезапно много! Когда ты в VR, ты спиной и шеей ощущаешь те из них, которые отходят от шлема, словно находишься на привязи. Эдакий ретрофутуризм, будто это и не современный гаджет вовсе, а представление о будущем из шестидесятых годов… Впрочем, то же самое можно сказать и о HTC Vive или Oculus Rift. В этом плане Samsung Gear VR и всякие «кардбоксы» предпочтительнее.
Настройка шлема (и себя)
Итак, я подключила все провода, активировала консоль, клацнула на кругленькую кнопочку на пульте VR (на фото выше, в одном ряду с кнопками регулировки громкости и отключения микрофона). В этот момент PlayStation 4 «понимает», что уже не одинока, и предлагает шаг за шагом всё настроить. Обновит, если нужно, прошивку. Любезно объяснит, как надеть шлем, как его затянуть или ослабить, как сменить ракурс картинки, подкрутить изображение, даст понять, видит ли вас камера стоя и сидя. Точнее, камера видит не вас, а девять светодиодов на шлеме. Они при подключении светятся голубым. И еще камера улавливает сигналы контроллера или манипуляторов PS Move, таким образом, определяя, где ваши руки. Точность отслеживания повышают встроенные гироскоп, акселерометр и два оптических датчика (они просчитывают расстояние до объектов).
Для полноценной игры мне пришлось поменять свою обычную дислокацию и сесть дальше от консоли (приблизительно метра на 2.5 от камеры), а затем еще и освободить немного места с двух сторон. Если не заходить в игру, то перед глазами появляется стандартный рабочий стол консоли. Ощущение такое, будто нахожусь в кинотеатре. Только разрешение не очень, пиксели видны. Удобно, что расположение этого внутреннего «экрана» можно менять, зажав кнопку на контроллере, о чём система периодически напоминает.
Помимо общей настройки также придется настраиваться индивидуально в каждой игре, даже больше: при каждом входе в игру. Это и логично, вы ведь не сидите неподвижно и одинаково всякий раз.
По сравнению с HTC Vive или даже Oculus Rift со всеми её датчиками, долгим подключением к ПК, установкой ПО и прочими радостями, здесь всё просто и понятно. С HTC Vive вам придется освободить больше площади и установить кучу датчиков вокруг.
Сидит шлем просто отлично. Даже с учётом немалого веса в 610 граммов. Нужно отдать должное инженерам Sony: от более легких Oculus Rift (470 граммов) и тем более HTC Vive (555 граммов) устаешь куда больше. По правде говоря, и от PS VR несколько устаешь. Да и линзы нужно периодически протирать тряпочкой из микрофибры, поскольку они запотевают от закрытости в совокупности с близостью тёплого объекта (лица). Тем не менее, если от Rift и Vive оставались довольно глубокие «очки-отметины», то в случае PS VR они… тоже остаются. Только не такие глубокие. У меня, по крайней мере.
Протирать линзы придется частенько
Эксплуатация: безграничье, связанное путами
И вот, я в виртуальности. Наконец-то! Пространство изменилось, оно со всех сторон, буквально поглощает меня. Картинка чёткая, а это значит, что я правильно настроила фокусное расстояние (подавляющее большинство людей смогут это сделать, за исключением тех, у кого уж слишком большой плюс/минус или отсутствует бинокуляроное зрение).
Если обратиться к характеристикам, то мы узнаем, что PlayStation VR оснащен одним LED-дисплеем с диагональю 5.7 дюйма и разрешением 1920х1080 точек. То есть, на один глаз шлем выводит картинку с разрешением 960х1080 точек. На практике это означает, что в видеороликах видны пиксели. С «мультяшными» играми и приложениями всё намного лучше, мозг далеко не всегда замечает низкое разрешение картинки, и позволяет погрузиться и обмануться…
Оба конкурента, HTC Vive и Oculus Rift обладают более высоким разрешением и выдают картинку в 1080х1200 точек на глаз, а вот частота у обоих только 90 Гц (у Sony картинка обновляется с частотой 90, а также 120 Гц, с задержкой меньше 18 миллисекунд). Если вам эти цифры fps кажутся огромными, при современном стандарте в 60 fps, вспомните, как близко от глазных яблок находится экран VR. Соответственно, частота должна быть высокой. Режим — 90 или 120 fps — выбирает не пользователь, а разработчик. В случае с 120 fps деталей будет меньше, зато движение окажется более плавным. И наоборот.
Невзирая на видимые пиксели, мозг обманываться рад! Он охотно верит и в лифты, и в высоту, и в полёты, и в американские гор… Ох, постойте, даже слишком охотно! Слабый желудок настойчиво напоминает о себе. Откровенно говоря, за время тестирования я так и не избавилась окончательно от побочных эффектов. Частенько, помимо несомненного удовольствия от мгновенного погружения в другое пространство, в качестве мерзкого бонуса я получала тошноту, а то и головную боль. И не только я, а и большинство тех, кто опробовал технологию вместе со мной. На самом деле это происходит от того, что мозг сбит с толку: вы вроде как меняете дислокацию, двигаетесь, но тело-то неподвижно или почти неподвижно. Соответственно, мозг решает, что вы объелись белены или чего-то в этом роде, и что всю эту белену нужно немедленно исторгнуть во имя спасения организма.
Подозреваю, когда мозг привыкнет к этим нашим развлечениям, тошнота и головокружение пойдут на спад. Вот как нужно будущих космонавтов проверять на профпригодность!
Впервые в жизни после нескольких приступов тошноты я таки решила послушать «умных дяденек» и делать частые перерывы во время игры. Мой личный рецепт: в виртуальной реальности я проводила от 15 до 30 минут подряд, не больше, затем 10-15 минут отдыхала. Именно такой режим оказался оптимальным для меня с точки зрения самочувствия. Мой друг, которому с вестибулярным аппаратом повезло несколько больше (сложись обстоятельства иначе, быть ему космонавтом, на худой конец — канатоходцем) умудрялся играть по 40 минут кряду, но затем отдыхал не меньше 20 минут.
В то время, как один человек находится в виртуальной реальности, все, кто рядом, могут наблюдать за плоской версией его приключений на подключённом к консоли экране. Так что PS VR может стать прекрасным аттракционом для дружеских компаний.
Движение
Любите ли вы движение в играх? Настоящее такое движение, не на экране, а с вашим участием? Я, признаться, не слишком. Да и большинство геймеров, как мне кажется, предпочитают обычный игровой режим (они тут всё-таки отдыхают), оставляя телесную активность на откуп аттракционов для Nintendo Wii и Microsoft Kinect. Так вот. Вместе с PlayStation VR мы погружаемся в виртуальную реальность с головой, а точнее — головой. А ещё руками, которые держат контроллер. Остальные части тела как бы не участвуют.
То есть, во время игры в шлеме мы можем влиять на происходящее, поворачивая голову, наклоняя или поднимая её, а также проводя манипуляции руками с контроллером. А вот бегать и прыгать не нужно, да и не получится. В этом коренное отличие PS VR и Oculus Rift от HTC Vive. В случае последнего, после расстановки датчиков и утомительной настройки у вас есть игровая площадка 4х4 метра, на которой вы можете передвигаться. С точки зрения технологии подход Vive — более продвинутый. К тому же если вы двигаетесь, то и тошноты от несоответствия позиции тела тому, что видят глаза, не будет.
Контроллеры
Новость о том, что PS VR использует в качестве контроллеров движения именно PlayStation Move, может обрадовать только тех немногочисленных владельцев PlayStation 3, кто их когда-то купил, да так и не продал. Для остальных эта новость, скорее, плохая. А всё потому, что они — технологические старички, выпущенные аж 8 лет назад. Соответственно, точного позиционирования от них не стоит ожидать. Как же я намучилась с ними в игре Batman: Arkham VR! Вечно у меня — виртуального Бетмена — вырастали руки то из головы, то из… из неправильных мест, одним словом. Разумеется, эту проблему можно решить перепозиционированием, но… Не буду лгать, что всё идеально. Это не так.
Наушники и звук
Комплектные наушники хоть и носят гордое имя Sony, но аудиозвезд со звукового пространства не хватают. Они предельно простые, звук выдают немного колючий и резкий.
Нельзя сказать, что совсем плохи, но для лучшего погружения в манящую виртуальность лучше все-таки воспользоваться затычками поинтереснее. Почему затычками? Для компактности и удобства. Не факт, что ваши «большие» наушники будет удобно использовать вместе со шлемом. Из «головных динамиков» с оголовьем, которые на момент тестирования находились в моем распоряжении, только одна модель более-менее «спелась» с PS VR. Это были относительно небольшие HeadPhone Divine. Только вот при их использовании во время поворотов головы пластиковое оголовье с противным скрежетом терлось о пластиковый шлем.
За обработку звука PS VR отвечает та самая «коробочка»-распределитель проводов, или процессорный модуль, как её называет Sony. В этом крылся подвох: вместе с PS VR не получится использовать беспроводную гарнитуру, даже «родную», изготовленную специально для PlayStation 4. Наушники нужно вставлять в 3.5-миллиметровый выход, расположенный на пульте шлема, и всё! Еще немного проводов не помешает, не так ли?…
PS VR плюс PS4 Pro: есть ли разница
Мне удалось попробовать PS VR к PS4 Pro, которая, как известно, обладает более мощным процессором и поддерживает разрешение 4K. Последнее для PS VR роли не играет. Увы, поддерживай консоль хоть 8K, шлем всё равно выдаст «родные» 960х1080 точек на глаз. А вот мощный процессор на ситуацию повлиял, хоть и не значительно: картинка выглядела красивее. Стоит ли только ради VR прямо сейчас покупать PS 4 Pro? Скорее, нет, чем да.
Игры и прочие радости
«Нет игр», — звучит, как проклятие для игровой системы. Любую платформу можно считать успешной, если для неё есть контент и постоянно появляется новый. PS VR часто пророчат быстрый провал в связи с отсутствием интересного (подчеркну это слово) контента. Пока подавляющее большинство игр для любого VR-шлема можно назвать «демками» или аттракционами. Подозреваю, что главный успех уготован вовсе не текущему поколению VR, а уже следующему. Тем не менее, вероятность, что это поколение пополнится рядом небезынтересных игр, крайне высока.
Думаю, со мной многие согласятся, что хорроры — явная вотчина виртуальной реальности. Испугаться в виртуальном окружении довольно просто, а если всё это организовать грамотно, то и вовсе… Короче, чтобы играть в VR-хорроры нужно иметь крепкие нервы и сердечнососудистую систему. Или быть очень отстранённым, но этот вариант скучный.
Я мечтаю о Silent Hill в VR-исполнении, или переосмысление невероятно страшных японских жутиков родом с PlayStation 2 (например, Siren). Но в списке (неожиданно довольно длинном) уже вышедших и ожидаемых игр, увы, ничего такого нет.
Зато есть Resident Evil 7, который видится мне самым интересным проектом для PlayStation VR на сегодняшний день. Это полноценный шутер-ужастик, и в него можно играть как со шлемом, так и без него. В шлеме графика выглядит гораздо хуже, но эффект присутствия позволяет закрыть на это глаза… Только не закрывайте их надолго (они рядом!). Мне удалось поиграть в демо-версию под названием Kitchen и совсем немного, в саму игру. Лично мне и понравилось, и пугало, но мое мнение разделяют далеко не все.
В этой же категории игр расположился неплохой рельсовый ужастик Until Dawn: Rush of Blood. Он, конечно, гораздо проще и короче (полтора часа на прохождение), едешь на вагонетке, стреляешь жутких монстров, и… всё! Но атмосфера тёмного психиатрического цирка (этот термин я только что придумала) присутствует сполна.
На мой взгляд, VR-платформа способна оживить жанр, игры которого у нас традиционно величают «Квестами». От них не требуют продвинутой графики или анимации, но интересного сюжета, атмосферности и красивой в художественном смысле картинки. Я уже живо представила, как было бы прекрасно повторить путешествие Кейт Уолкер из Валадилены в Сиберию (игра «Сиберия») в виртуальной реальности… Пока же ближе всего к этому жанру из того, что я видела на консоли, оказался… внезапно Batman Arkham VR. По сути, это расследование убийства — ни что иное, как адвентюра point’n’click. Только очень красивая, с оружием, лифтом и в пещеру Бэтмена и крышами Готэма.
Внизу экрана — мои большие и сильные ручки…
Вы помните классные платформеры про «Психонавтов», которые выходили на PlayStation 2 и переиздавались на более новых консолях? Так вот, в конце февраля 2020 года счастливые владельцы PS VR смогут насладиться проектом Psychonauts in the Rhombus of Ruin. Правда, это будет вовсе не платформер, а паззл-ориентированным point’n’click.
Еще один вполне подходящий для VR жанр — шутеры от первого лица. В коллекции PS VR выделю London Heist — гангстерскую стрелялку, заточенный, как и Batman, под использование контроллеров Move. В ней вы едете на машине, попиваете пиво, слушаете радио и стреляете, стреляете, стреляете. Очень неплохо получилось, стильно. Но коротко. Совсем коротко.
Гонки — это тот самый жанр, который можно заточить под VR довольно просто. Пока что Sony предлагает порезвиться в Driveclub. По правде говоря, эта красивая игра в PS VR выглядит гораздо скромнее, чем без него. Зато есть ощущение, что ты в машине и ты за рулем — вот что мне очень понравилось.
А еще мне понравилось смотреть VR видеоролики, особенно на YouTube в VR-режиме. Изображение через Littlstar VR Cinema и Within были ну очень размытыми, а вот YouTube выдавал приличную, по меркам ограниченных возможностей PS VR, картинку. Я получила огромное удовольствие и, честно говоря, возможность иной раз надеть шлем и оказаться пассивным наблюдателем в космосе, на морском дне или среди незнакомых небоскрёбов привлекает меня не меньше, чем стрельба в бегущих на меня зомби.
Наконец, режим кинотеатра —ещё одно развлечение для любителей уединения. Вместо того, чтобы выводить изображение обычной «не-VR» игры или видео на экран, вы можете воспользоваться VR. Играть в таком режиме мне не очень понравилось (видны пиксели), а вот смотреть кино — очень даже может быть.
Цена вопроса: приблизительный подсчет
Сегодня виртуальная реальность — развлечение недешёвое. Тем не менее, PlayStation VR доступнее конкурентов, особенно в «бюджетном» варианте (то есть при покупке PS4, а не PS4 Pro). Для подсчёта я взяла средние киевские цены на момент написания обзора, переведённые в доллары.
Ситуация меняется, если у вас уже есть достаточно мощный компьютер, но нет PlayStation 4. Минимальная платформа для HTC Vive и Oculus Rift выбрана с учётом рекомендаций производителей. Разумеется, современный мощный ПК для игр может обойтись и вдвое, а то и втрое, дороже. PlayStation VR можно использовать вместе со стандартной PlayStation 4 (старых ревизий или Slim-версии), а также вместе с «прокачанной» PlayStation 4 Pro.
Будем считать, что PS Move мы покупаем в любом случае (хотя я искренне надеюсь, что Sony выпустит более точные контроллеры движения для PS VR хотя бы к концу 2020 года).
PlayStation VR | HTC Vive | Oculus Rift | |
Цена устройства | 460$ (шлем) + 55$ (камера) | 1100$ | 815$ |
Платформа для работы шлема | PlayStation 4/PlayStation 4 Pro | NVIDIA GTX 1050Ti, Core i5 4590, 8 ГБ ОЗУ, материнская плата Socket 1150 (или лучше ) | NVIDIA GTX 1050Ti, Core i5 4590, 8 ГБ ОЗУ, материнская плата Socket 1150 (или лучше ) |
Цена платформы min/max | 320$/535$ | 650$/+ ∞ | 650$/+ ∞ |
Контроллеры движения | PS Move (70$) | Идут в комплекте | Touch (320$) |
Суммарная цена решения | 900$/1115$ | 1750$/+ ∞ | 1465 (без контроллеров)/1785 (с контроллерами)/+ ∞ |
Выводы: технология будущего или мыльный пузырь?
Прошло уже несколько месяцев с начала продаж шлема PlayStation VR. Результаты неоднозначные. Мнения аналитиков (в том числе и диванных) разделились. Одни с пеной у рта рассказывают, что PlayStation VR, а вместе с ним и другие шлемы виртуальной реальности — мыльный пузырь, а вовсе не крутая технология будущего. Дескать, лопнет этот пузырь очень быстро, и о нём на долгие годы забудут, как забыли о Nintendo Virtual Boy (шлем ВР родом из девяностых) или о 3D на телевизорах.
Аргументов хватает: уж слишком много недостатков у современных VR-систем. Тошнота, головная боль и быстрая усталость — вовсе не то, что хотелось бы получить людям от развлечения. В VR не поиграешь, придя с работы уставшим. Кроме того, интересных игр пока что совсем мало, а отнесутся ли разработчики к ним серьезно, пока неясно.
А ещё — масса проводов. А еще — возможности механики в играх пока что очень ограничены. Да и маленькое разрешение не радует. Впрочем, с разрешением разобраться несложно. Это дело развития техники. Механика игр, скорее всего, тоже довольно быстро улучшится, проводов станет меньше. Но, разумеется, это уже в следующих поколениях.
Другие аналитики восторгаются, и пророчат, что мы все уйдем в VR, будем там учиться и общаться, путешествовать и наблюдать за жизнью, которая проносится мимо нас — классических киберухожденцев. У этих ребят тоже есть аргументы: непрестанный прогресс и удачные прецеденты. Так, в 2020 году один австралиец наблюдал за родами своей жены с помощью очков виртуальной реальности Samsung Gear VR. Находился он при этом на другом континенте.
Вернемся с небес на землю, и поразмыслим о судьбе конкретной реализации — PS VR 2020 года выпуска. Его несомненный плюс — в том, что именно этот шлем способен открыть технологию виртуальной реальности массам. Организовать такой аттракцион в собственной, даже небольшой, квартире смогут очень многие. Это не то, чтобы совсем доступное удовольствие, но конкурентов в отношении цены и простоты использования PS VR побеждает безоговорочно. К тому же владельцев PlayStation 4 уже больше 50 миллионов, так что у PS VR потенциально высокая пользовательская база. Её не такие несомненные плюсы — уверенное место Sony на игровом рынке, хорошее качество продукта, пристойная эргономичность, частота изображения 90-120 fps и неплохая оптика.
Минусы — меньшее, чем у конкурентов, разрешение, отсутствие поддержки HDR, примитивные контроллеры движения, большое количество проводов. И, конечно, физиологические реакции: тошнота и головокружение от некоторых игр.
Жаль, что компания не додумалась популяризовать VR-проекты лояльными ценами: психологически трудно отдать за игру, которую пройдешь за час денег столько же, сколько за ААА-проект. Словом, успех очень зависит от Sony и разработчиков игр. Будут интересные проекты — будут и путешествия. Разумеется, высока вероятность, что PS VR — это просто тренировочный полигон. Скорее всего, «настоящий» VR-герой с поддержкой 4K и HDR (да, PS VR не поддерживает HDR!) появится уже в следующем поколении. Как минимум, для PlayStation 4 Pro, а то и для PlayStation 5 или как там она будет называться.
Покупать или не покупать?
Возможно, я не могу быть в этом вопросе объективной, потому что я очень люблю виртуальную реальность. Во всех её проявлениях — фильмах (и дурацких сериалах), книгах, играх. В раннем детстве у меня была игрушка-бинокль для слайдов, называлась она Stereomat. В него вставлялись стереоскопические слайды, их можно было пролистывать и тем самым передвигаться по сюжету. Я очень часто просматривала эти картинки, а когда болела, я могла всматриваться в них часами. Не удивительно, что я до сих пор помню некоторые слайды в деталях. Разумеется, сложно назвать эту игрушку «очками виртуальной реальности». Скорее «3D-устройством», тем не менее Stereomat играл для меня ровно ту же роль, что и VR: легко переносил меня в другое визуальное пространство, а мне это жутко нравится. Поэтому для меня ответ — да, как только представится возможность, я, несмотря на все недостатки, куплю себе PS VR (если к тому времени не выйдет его новая версия). Впрочем, при должном воображении и тренировках, для эффекта «другой реальности» достаточно и хорошей книги. Только вот усилий придёться приложить больше.
Если вы:
- Фанат виртуальной реальности
- Владелец PlayStation 4
- Готовы смириться с несовершенством картинки и контроллеров движения
- Готовы выложить за шлем около 460 долларов (желательно не больше)
- Готовы к тому, что, скорее всего через год или два появится обновленный шлем PS VR
- Часто собираетесь с друзьями и любите играть вместе
То, скорее всего, и для вас ответ — «да».
Если вы:
- Рассчитываете на реалистичную графику «не отличить от жизни» в VR (лучше подождать следующее поколение VR)
- Склонны к морской болезни
- Хотите масштабных VR-проектов уровня AAA (пока рано!)
- Хотите больше двигаться с VR (в таком случае вам нужен HTC Vive)
- Уже владеете HTC Vive или Oculus Rift (игры отчасти пересекаются, каких-то супер-эксклюзивов для Sony PS VR пока что нет)
- Не готовы тратиться на VR-игры (стоят они немало)
Тогда, разумеется, ответ «нет».
Для тех, кто хочет знать больше
- Обзор шлема виртуальной реальности HTC Vive (Steam VR)
- Будущее виртуальной реальности глазами Wargaming: интервью c Александром Бобко
- Спецпроект: приложения для виртуальной реальности
- 11 стартапов, которые зарабатывают на виртуальной реальности прямо сейчас
- 11 лучших фильмов о виртуальной реальности
Характеристики
Экран
OLED с разрешением 1920 x 1080. Звучит убедительно, только по факту это значение делится на двое и получается 960 x 1080, что уже не может конкурировать по качеству с другими моделями. Владельцы жалуются на размытую по бокам картинку. Уязвимое место – это дальность прорисовки, тут она реально страдает. Тем не менее, цвета и ближняя детализация показывают себя неплохо.
Частота обновления
Чтобы свести к минимуму негативные ощущения во время использования гарнитуры, был сделан значительный шаг вперед по значению fps – Sony обещает 120 кадров в секунду. Тем не менее, пользователям приходится выбирать между разрешением и обновлением частоты кадров. А именно – играть в низком разрешении, но без задержек или терпеть притормаживания, но получать картинку в высоком качестве.
Отслеживание или трекинг в пространстве
Что касается отслеживания в пространстве – внутри очков встроены датчики акселерометра и гироскопа. PS Camera поддерживает трекинг при помощи светодиодов. Сони не стала придумывать ничего инновационного, взяв технологии 2010 года. Речь идет о джойстиках PlayStation Move, где применялась та же технология. VR работает и со стандартным контроллером Dualshock.
Супер звук из наушников
Звучание отличное – музыкальное сопровождение глубокое и передает эффекты с высокой точностью, оставляя ощущение полного погружения. В девайс уже встроена пара вакуумных наушников, обеспечивающих всю мощность 3D аудио. Как и в большинстве гарнитур, тут есть отдельный выход под свои наушники. В качестве бонуса – в очки встроен микрофон, так что общаться с друзьями по сети можно напрямую.
Oculus Rift CV1 — $599 (от 50 000 рублей)
Говорим «виртуальная реальность», подразумеваем Oculus Rift. Нынешний VR-бум случился стараниями инженера Палмера Лаки, представившего в 2012 году прототип революционного шлема. С тех пор девайс пережил три ревизии: две для разработчиков и одну для рядовых покупателей. А сам проект проделал путь от гаражного эксперимента до перспективной компании, купленной основателем «Фейсбука» за $2 млрд. Потребительская версия шлема поступила в продажу в этом году. За нескромные $599.
Oculus Rift CV1 оснащён OLED-экраном с разрешением 2160 x 1200 и углом обзора 110°, а захват движений обеспечивает инфракрасная камера. Высокая частота обновления картинки (90 Гц) устранила проблему тошноты и головокружения, на которые жаловались владельцы ранних версий «Окулуса». Подключается всё к компьютеру, но без мощной аппаратной части не обойтись — для создания реалистичной графики в VR-очках нужны немалые ресурсы. Как минимум Intel Core i5 4590, GTX 970 / Radeon R9 290 и 8 GB RAM. А это ещё несколько десятков тысяч рублей.
Стоит ли Oculus Rift CV1 своих денег? Да, если вас не пугает перспектива часами возиться с модификациями, драйверами и настройками, добиваясь работоспособности GTA V или TES V: Skyrim в виртуальности. Список официально поддерживаемых ААА-хитов стремится к нулю. А базовые приложения, игры и небольшие VR-эксперименты, коих в магазине Oculus под две сотни, больше напоминают ярмарочные аттракционы. Запустили, восхитились эффектом присутствия и… выключили спустя полчаса. В 2012-м Oculus Rift повергал в шок и трепет. Сегодня, когда на рынке доступны шлемы HTC Vive и PlayStation VR, детище Палмера Лаки уже не кажется откровением. Но по-прежнему остаётся желанной мечтой геймера.
Достоинства:
- качественное устройство дорогого VR-сегмента;
- партнёрство с инди-разработчиками и знаменитыми студиями;
- растущая библиотека приложений;
- геймпад Xbox One в комплекте;
- удобно играть в кресле;
- установка и настройка не отнимают много времени.
Недостатки:
- внушительный ценник;
- нужен производительный PC;
- мало эксклюзивных хитов.
Кому подойдёт: энтузиастам компьютерного гейминга, не падающим в обморок от слов «моддинг», «конфиг» и «командная строка».
Дизайн и эргономика
Тут Sony стоит похвалить – «ПС Виар» смотрится как детище киберпанкового будущего, не иначе. Белое обрамление плавно переходит в черную панель, а подсветка помогает отслеживать движения в комнате.
Шлем виртуальной реальности для PS4 по габаритам некрупный, кабель, идущий к адаптеру, идет по спине и не мешает во время использования. На проводе имеется микрофон и пульт управления громкостью. На шлеме есть кнопка, регулирующая FOV и убирающая зазор снизу, обеспечивая плотное прилегание к лицу. Компания отказалась от текстильной застежки сзади, как это наблюдается у других гарнитур, и разработала пластиковый обруч, подстраивающийся под размеры головы владельца автоматически. Устройство могут использовать дети с 12 лет и люди с очками для коррекции зрения.
PlayStation VR – лучшие игры
В Sony сделали все, чтобы уже на старте продаж владельцам PlayStation VR было из чего выбирать. К настоящему времени в Европе доступны около восьми десятков тайтлов, поддерживающих шлем виртуальной реальности Sony. Демо-версии 18 из них записаны на заботливо положенном в каждую коробку с PlayStation VR диске, еще пару пробных версий можно скачать бесплатно в PlayStation Store, разработчики остальных игр предлагают пользователям с ходу отдать денежки за обклеенные красочными промо-материалами мешки с копошащимися там котами неизвестного качества.
Вот какие игры вызвали самые сильные эмоции лично у меня:
Рельсовый (в буквальном смысле — игрок движется по виртуальному миру на тележке, как в аттракционе «Дом ужасов») шутер-ужастик Until Dawn: Rush of Blood погрузит в антураж адского цирка и заставит отстреливаться от кровожадных клоунов и прочих инфернальных созданий. Настоятельно рекомендуются контроллеры Move в качестве зажатых в обеих руках пистолетов — с одним DualShock мне не удалось выжить даже до конца короткого демо.
Самый быстрый способ проверить на прочность свой вестибулярный аппарат — римейк классической игры 1980-го года Battlezone, в которой с помощью примитивной векторной графики создавался эффект 3D. В современной версии вражеские танки и летательные аппараты по нынешним временам тоже изображены довольно примитивно — что позволяет добиться высокой частоты смены кадров. Главная проблема: игрок в VR-версии Battlezone вынужден перемещаться во всех трех измерениях, что лично у меня вызвало недомогание буквально через несколько минут веселой пальбы.
Для описания Rez Infinite сложно подобрать слова — это и игра, и произведение искусства, объединяющее психоделический видеоряд с музыкой. Игра органично подхватывает восприятие игрока и уносит его в, очевидно, безумный, но красивый и захватывающий мир постоянно меняющихся форм и знаков. Первая Rez, вдохновленная творчеством Василия Кандинского, вышла еще в 2002-м для PlayStation 2, спустя шесть лет вышла версия для Xbox Live Arcade, и вот теперь игра переродилась для виртуальной реальности. Слова тут по большей части бессильны, поэтому вот видео:
Thumper выглядит тоже довольно психоделично, но не так безумно, как Rez: игрок управляет металлической машиной-жуком, скользящей на огромной скорости по бесконечно разворачивающемуся в пространстве желобу, в конце которого постоянно маячит какой-нибудь ужас. С ним «жуку» и предстоит непрерывно бороться, для чего нужно в определенные моменты нажимать кнопки, следуя ритму фоновой музыки. Для меня игра оказалась самой затягивающей из всех VR-тайтлов, которые я когда-либо попробовал — возможно, потому, что «рельсовый» характер движения не вызывает тошноты даже через час игры.
Какие же консольные развлечения без гонок — вот и на PlayStation VR есть свой «главный автосимулятор», Driveclub VR. Графика, по-хорошему, расстраивает, видимо мощности «железа» для большей детализации и реалистичности пока не хватает. И тошнить начинает довольно быстро, но зато никто не скажет, что «для PlayStation VR даже гонок нормальных нет».
Сенсоры и контроллеры
Для полного погружения в Playstation VR не обойтись без контроллеров прицеливания. Ощущение виртуальной реальности усиливается, если использовать специальное оборудование вместо геймпада.
Среди аксессуаров есть не менее интересный устройство, дающее преимущество в шутерах. Речь идет о Playstation VR Aim Controller – контроллере прицеливания. Он имеет много клавиш, благодаря которым повышается удобство и точность стрельбы. Чтобы управлять геймпадом, придется держать его обеими руками.
Интересная фишка – ощущение отдачи при стрельбе.
По сути, это тот же самый контроллер — DualShok, но с другим расположением кнопок и стиков.
Google Cardboard — от 500 рублей
Google Cardboard — картонная коробка с парой самых дешёвых линз. Остаётся только вставить в эту конструкцию смартфон. Сгодится любой более-менее современный с диагональю экрана от 3,7 дюйма под управлением Android (версия 4.1 и выше) или iOS (iPhone 4/5/6/7). Конструкцию легко собрать из картона и пары увеличительных стёкол из ближайших хозтоваров. Чертежи ищите в Сети. Как вариант — купить в интернет-магазине готовую «картонку» за 500 рублей.
Хотя игр и приложений для Google Cardboard хватает, о полноценном эффекте погружения говорить не приходится. Хлипкая конструкция, малый угол обзора и некачественные линзы преподносят виртуальность так, словно вы смотрите Blu-ray-фильм на пузатом телевизоре. Толку мало. Играть в Google Cardboard проблематично (глаза устают после 5–10 минут), но можно смотреть 360-градусное видео. Панорамные клипы на YouTube, туры по музеям мира, документальные передачи Discovery VR и, разумеется, трехмёрное порно…
Достоинства:
- копеечная цена — вплоть до нулевой (собери сам);
- максимальная совместимость с различными смартфонами;
- дешёвый плеер для трёхмерного видео;
- портативность.
Недостатки:
- хрупкая и ненадёжная конструкция;
- дискомфорт при использовании;
- для игр придётся докупать беспроводной геймпад.
Кому подойдёт: тем, кто хочет опробовать VR, но не готов тратить тысячи рублей. Виртуальная реальность, простите, «из дерьма и палок».
Функции процессорного модуля
Подключение шлема к приставке происходит через вычислительный модуль, выполненный в виде черного прямоугольника. Он выполняет роль концентратора ВР шлема, консоли PS4 и телевизора либо монитора. Обрабатывает звуковое сопровождение и вводит в режим кинематографии. По сути, является переходником, к которому крепятся все основные кабели – никаких дополнительных функций не выполняет и не содержит в себе каких-то вычислительных мощностей. Для удобства подключения, все кабели промаркированы.
Варианты моделей и комплектаций
В конце 2020 появилась вторая обновленная версия – Playstation VR V2. Техническое название модели CUH-ZVR2. Ощутимых внешних отличий от модели CUH-ZVR1 практически нет.
Подробный список изменений CUH-ZVR2:
- Долгожданное нововведение – PS Camera теперь идет в комплекте.
- Процессорный модуль теперь выглядит немного иначе – инженеры уменьшили габариты устройства и внедрили поддержку HDR-изображения. Из-за этого изменения переходник не совместим с гарнитурой старой ревизии.
- Наушники стали черного цвета (вместо белого) и имеют вид беспроводной гарнитуры. Тем не менее, подключать к шлему по проводу все равно придется.
- Кстати говоря, о кабелях – их стало на один меньше. Пульт регулировки громкости убран. Контролировать звучание теперь можно при помощи клавиш, расположенных на передней части вкладышей.
- В конструкции шлема появилось гнездо для наушников, которые можно по желанию спрятать.
Джойстиков PS Move в комплекте нет, их придется приобретать отдельно
Со всеми этими изменениями система подключения к телевизору или монитору не изменилась.
Подключение шлема
В коробке очков идет подробная инструкция по подключению на русском языке. Расскажем, как синхронизировать гарнитуру с консолью и ПК. Установка занимает не более 30 минут.
Процессорный модуль от модели CUH-ZVR2 не подходит к CUH-ZVR1
Подключение шлема к PS4
Перед подключением убедитесь, что приставка обновлена до последней версии ПО. После этого нужно отключить саму консоль.
- Подсоединить процессорный модуль к экрану — шнур HDMI. Если приставка уже подсоединена к дисплею, то следует отключить кабель от телевизора и подключить этим выходом к модулю.
- Камеру захвата поставить на ровную поверхность на расстоянии 1.5 м от пола. Подсоединить к приставке.
- Промаркированный шнур HDMI (1) подсоединить к задней части Playstation 4 и к адаптеру.
- Сделать то же самое с USB (2).
- Подсоединить кабель питания к вычислительному модулю и включить в розетку.
- Захлопнуть крышку модуля и подключить виар шлем.
- Гарнитуру подключить к соединительному проводу.
- Включите телевизор и PS4 как обычно, через джойстик.
- Удерживать кнопку питания на кабеле, который подключен к гарнитуре (в новой ревизии cuh-zvr2 кнопка находится на наушниках).
- После этого приставка предложит обновить программное обеспечение для очков, согласитесь и дождитесь окончания загрузки.
Как подключить шлем к ПК
Подключение к компьютеру не отличается от предыдущей инструкции – вместо телевизора подключите все шнуры к монитору.
Все, что нужно сделать, это скачать утилиту Remote Play (есть на официальном сайте Playstation). После загрузки введите логин и пароль от учетной записи.
На самой приставке откройте «Настройки», далее «Настройки соединения и дистанционного воспроизведения», поставить галочку на «Разрешить дистанционное воспроизведение». После этого можно синхронизироваться с ПК, выбрав «Добавить устройство». Вы получите уникальный код из 8 знаков, запомните его. На ПК в программе выберите «Регистрация вручную» и вбейте полученную комбинацию.
шлем PS VR подходит для всех версий и ревизий консоли Sony Playstation 4
Игры
Beat saber
Музыкальный проект бросает вызов ловким геймерам, готовым проверить свою реакцию! Разбивайте цветные блоки, летящие строго в такт выбранной мелодии. Управляйте световыми мечами в виртуальном мире, используя два контроллера движений в реальном. Все это окружает восхитительная неоновая графика. Сможете ли вы осилить все 5 уровней сложности?!
No Man’s Sky
Окажитесь в одной из случайных вселенных и погрузитесь в космическое путешествие по новым землям! Знакомьтесь с представителями внеземных форм жизни и добывайте ресурсы в инди-песочнице. Обновление «Beyond» добавляет в оригинальную игру бесплатную адаптацию под PS VR. Критики положительно отозвались о новом режиме, говоря, что «ощущается та прекрасная магия сотворения мира, который изменяешь ты сам своими руками».
Кровь и истина
Станьте героем боевика наяву, дав отпор преступной империи. Вооружитесь шпионским набором, чтобы взламывать замки и сложные механизмы. Тайтл представляет собой линейное приключение, но от этого ни сколь не хуже – протагонист всегда оказывается в центре горячих схваток и динамичных перестрелок. Так что ни один зрелищный бой не пройдет мимо.
Resident Evil 7
Зловещая атмосфера, неожиданные повороты, страх попасться на глаза – это не весь список того, что делает 7 часть серии Resident Evil одним из самых страшных хорроров для VR. Совсем не похожая ни на одну часть линейки RE сможет пройти только самый храбрый и отважный.
⇡#Игры
Вот мы и подобрались к самой интересной части — играм. Ведь каким бы хорошим ни было устройство с инженерной точки зрения, оно не выживет без дальнейшей программной поддержки. Как раз на этом — пожалуй, главном — поле PlayStation VR производит двоякое впечатление.
Первые несколько часов погружения в виртуальную реальность действительно можно назвать незабываемыми. Становится понятно, почему многие разработчики сходят по ней с ума, — ведь новая технология позволяет им забросить игрока в самую гущу событий. Грань между выдуманным персонажем и пользователем стирается полностью — именно вы находитесь там, в заброшенном доме, и именно за вами охотится демонического вида женщина с ножом. Можно перенестись на концерт поп-дивы Хацуне Мику и размахивать палочкой в ритм, находясь в зале. Сесть за руль гоночного болида и крутить головой, высматривая траекторию для обгона. Стать пилотом космического корабля или удирать от погони. Да хоть самим Бэтменом!
Однако представленные на данный момент проекты тянут максимум на технические демонстрации виртуальной реальности, но никак не полноценные игры. Sony хвасталась, что подготовила к выходу PS VR множество проектов. Это так, но все они оказались вариациями либо рельсовых шутеров, либо симуляторов ходьбы с элементами хоррора, либо разного рода аркадами, которые должны показать какие-то аспекты шлема и контроллеров PS Move. Их интересно попробовать — это действительно новый и очень занимательный опыт. Вот только сидеть за ними больше одного-двух часов попросту скучно (а многие заканчиваются и того раньше). Проходить же их заново нет никакого смысла, поскольку ничего нового по части ощущений уже не получишь.
Также никуда не делась проблема с укачиванием, причем в некоторых проектах неприятное чувство и тошнота могут проявляться уже через несколько минут после запуска. Особенно часто жалобы поступают на игры, где нужно самостоятельно ходить с видом от первого лица. В этом случае бедный мозг разрывается, пытаясь соотнести визуальную информацию (мы же идем!) с данными, поступающими от тела (оно же сидит!). Причем не совсем понятно, что именно служит причиной неприятных ощущений. Например, за динамичной, забрасывающей стробоскопическими эффектами REZ можно просидеть несколько часов подряд, а от размеренного хоррора Here They Lie с неплохой картинкой мутит уже через пару-тройку минут. Стоит отметить, что я никогда прежде не жаловался на излишнюю чувствительность вестибулярного аппарата.
В Here They Lie можно корчиться перед зеркалом
«Морская болезнь» — скорее исключение, чем правило, однако перед покупкой нелишне будет все-таки протестировать игры самостоятельно. И здесь Sony дала маху, поскольку в PlayStation Store практически нет демоверсий, заточенных под виртуальную реальность. Возможно, это временное явление, но на данный момент владельцы PS VR поставлены перед фактом приобретения игр, стоимость которых может доходить до четырех тысяч рублей, без какой-либо проверки. Конечно, в коробке со шлемом находится диск с восемью «демками», но это лишь малая часть того, что есть в цифровом магазине. Здесь было бы неплохо перенять опыт Oculus — в своем магазине компания указывает уровень «комфортности», позволяющий определить, насколько велик шанс почувствовать себя плохо во время прохождения.
Помимо разнообразных виртуальных забав, шлем можно использовать для навигации по меню консоли и в обычных играх. В этом случае включается так называемый кинематографический режим. Картинка транслируется на огромный виртуальный экран (три, четыре или почти шесть метров — на выбор), что создает ощущение присутствия в кинотеатре. На деле эту возможность интересно протестировать пару раз, а затем благополучно о ней забыть. Конечно, вам никто не запретит таким образом что-то проходить или смотреть, но шлем с его разрешением картинки, выводимой на каждый глаз, просто не может тягаться с Full HD-телевизором. Не говоря уже о 4К.
Продумала Sony и социальную составляющую. Изображение и звук, которые пользователь видит и слышит в шлеме, при помощи процессорного блока транслируются на телевизор. Это позволяет находящимся в комнате людям следить за прохождением. Интересно посмотреть, как разработчики будут (и будут ли?) использовать эту идею — она заметно освежила бы проекты с асинхронным локальным мультиплеером.
Возможные неполадки и методы устранения
Не играйте в слишком освещенном помещении, и наоборот – в слишком темном (хоть какой-то источник света, например, ночник, необходим). Если лучи света попадают в место, где происходит синхронизация между камерой захвата и очками, то это может привести к сбоям в отслеживании. Если использовать только одну камеру – то лучше всего сидеть перед ней или стоять, не двигаясь.
Унесите в другую комнату устройства, использующие модуль Bluetooth. Гаджеты могут помешать корректной работе джойстиков. Среди негативных последствий – дрожание рук и «прыгающий» прицел. А еще – мувы должны быть полностью заряжены. Если на контроллерах низкий заряд аккумулятора, то это также приводит к багам.
На блоке есть цветные горящие элементы, которые могут светить в темноте и раздражать. Чтобы избежать этого, придется каждый раз отключать адаптер от сети.