Операционная система от всем хороша: поддерживает огромное количество «железа» (правда, не «из коробки»), дает возможность поиграть, заточена под работу с профессиональными продуктами, грамотно распределяет звуковые потоки на несколько устройств и так далее. Но есть в ней и минусы. Глючность и слишком высокую цену для такого продукта мы в расчет брать не будем. Самой большой проблемой «Виндовс» является то, что она не умеет адекватно распределять мощность центрального процессора. В итоге те программы, которые нужны, работают очень медленно. В то время как какой-нибудь прожорливый «Хром» в фоне отъедает львиную часть ресурсов. Пора положить этому конец. И поможет в этом программа CPU Control. Как пользоваться этой утилитой? Об этом и поговорим.
Для чего нужен CPU Control
Итак, представьте себе ситуацию: вы вознамерились поиграть в любимый World of Tanks, как вдруг замечаете, что игра безбожно глючит и тормозит. Вы открываете диспетчер задач, перемещаетесь на вкладку расхода ресурсов ПК и видите жуткую картину. Какой-то ненужный антивирус вкупе с не менее ненужным драйвером «Блютуз» отнимают почти весь ресурс процессора. И что делать теперь? Как заставить систему выделять ресурсы на то, что приоритетно в данный момент? Вот тут-то и поможет CPU Control. Как пользоваться данной программой, мы рассмотрим чуть позже. А пока попытаемся понять, что она делает такого с системой, что та сразу начинает работать весьма шустро.
⇡#Быстродействие трассировки лучей и DLSS
Как и следовало ожидать, развитые эффекты DXR съедают немалую долю быстродействия видеокарты. Даже среди всех немногочисленных игр, которые уже обзавелись поддержкой трассировки лучей в реальном времени, Control выделяется своими требованиями. Когда активированы все опции DXR, а прочие настройки качества на максимуме, частота смены кадров на видеокартах с аппаратными RT-блоками снижается на 38–42 % при разрешении 1080p, при более высоком — на 41–50 % (без учета результатов RTX 2060 в 4К, которые мы прокомментируем отдельно). В таких условиях лишь старшие модели NVIDIA — обе версии GeForce RTX 2080 и RTX 2080 Ti — удерживают производительность на уровне 60 FPS, да и то в режиме 1080p. В 1440p это уже невозможно, а самым слабым ускорителем, который сохранил хотя бы 30 FPS, оказался GeForce RTX 2060 SUPER. На 4К-экране не спасет даже RTX 2080 Ti — фреймрейт падает ниже минимально приемлемого уровня. Кроме того, в 4К игре необходимо больше 6 Гбайт набортной памяти видеокарты, именно поэтому игра на базовой модификации GeForce RTX 2060 окончательно превратилась в слайд-шоу.
Компромиссный профиль DXR (Medium) в Control отключает половину трассированных эффектов, но для большинства геймеров эта жертва будет неизбежной и оправданной. На ускорителях 20-й серии щадящие параметры трассировки лучей вызывают понижение средней кадровой частоты на 18–28 %, но резерв производительности старших GPU NVIDIA достаточно высок, чтобы осилить планку в 60 FPS хотя бы при разрешении 1080p (пусть в случае RTX 2060 с натяжкой). В режиме 1440p все модели GeForce RTX удержались выше 30 FPS, а RTX 2080 Ti — выше 60, и даже кое-как позволит поиграть в 4К.
К счастью, если в игре есть трассировка лучей, то обязательно поддерживается и DLSS. Нейросеть, натренированная в Control, работает не только качественно, но — по сравнению со всеми предыдущими примерами — еще и быстро. В отличие от того, как это устроено в других играх, масштабирование изображения как таковое здесь не вызывает абсолютно никакого снижения производительности: если, к примеру, рендеринг происходит в нативном разрешении 1440p, а DLSS растягивает изображение до 2160p, то и частота смены кадров будет точно такой же, как в 1440p. Комбинация DLSS с максимальными настройками трассировки лучей обеспечивает высокий фремрейт за пределами 60 FPS на всех видеокартах серии GeForce RTX при разрешении 1080p, а на GeForce RTX 2070 SUPER и старше — даже в 1440p. В 4К, увы, даже владельцам RTX 2080 Ti придется согласиться на 47 FPS или не жадничать с настройками детализации.
Что касается GeForce 16-й серии, то к урезанными процессорам Turing без выделенных блоков трассировки лучей Control не проявил пощады: даже за компромиссные эффекты DXR придется уступить не меньше половины исходного быстродействия, не говоря уже о максимально качественных, а DLSS призвать на помощь не получится. При разрешении 1080p и средних настройках DXR старшая из этих видеокарт — GeForce GTX 1660 Ti — балансирует на грани в 30 FPS и, таким образом, удовлетворяет самым непритязательным требованиям к частоте смены кадров, но, по правде говоря, Control с трассировкой лучей неиграбелен на любом железе, кроме GeForce RTX.
И наконец, в теории любые игры с DXR могут работать на видеокартах прошлого поколения от GeForce GTX 1060 6 Гбайт и старше, благо драйверы NVIDIA это позволяют. Увы, на практике мы не смогли в этом убедиться — несмотря на все ухищрения, текущая версия игры просто вылетает с ошибкой после рендеринга нескольких кадров. Во всяком случае, и менее ресурсоемкие реализации DXR в других играх, которые появились раньше, на старом железе хороши только для съемки красивых скриншотов, разве что у GeForce GTX 1080 Ti есть потенциал на уровне GeForce RTX 2060.
1920 × 1080 | ||||
DXR выкл. | DXR средн. | DXR выс. | DXR выс. + DLSS | |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE (11 Гбайт) | 117 (100%) | 96 (-18%) | 73 (-38%) | 114 (-3%) |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER (8 Гбайт) | 105 (100%) | 81 (-23%) | 62 (-41%) | 105 (0%) |
NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (8 Гбайт) | 99 (100%) | 79 (-20%) | 59 (-40%) | 98 (-1%) |
NVIDIA GeForce RTX 2070 SUPER (8 Гбайт) | 91 (100%) | 73 (-20%) | 55 (-40%) | 88 (-3%) |
NVIDIA GeForce RTX 2070 FE (8 Гбайт) | 82 (100%) | 66 (-20%) | 49 (-40%) | 82 (0%) |
NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER (8 Гбайт) | 79 (100%) | 65 (-18%) | 48 (-39%) | 81 (+3%) |
NVIDIA GeForce RTX 2060 FE (6 Гбайт) | 71 (100%) | 55 (-23%) | 41 (-42%) | 71 (0%) |
NVIDIA GeForce GTX 1660 Ti (6 Гбайт) | 57 (100%) | 30 (-47%) | 20 (-65%) | |
NVIDIA GeForce GTX 1660 (6 Гбайт) | 50 (100%) | 25 (-50%) | 17 (-66%) |
2560 × 1440 | ||||
DXR выкл. | DXR средн. | DXR выс. | DXR выс. + DLSS | |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE (11 Гбайт) | 84 (100%) | 66 (-21%) | 48 (-43%) | 83 (-1%) |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER (8 Гбайт) | 70 (100%) | 54 (-23%) | 39 (-44%) | 74 (+6%) |
NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (8 Гбайт) | 67 (100%) | 52 (-22%) | 37 (-45%) | 68 (+1%) |
NVIDIA GeForce RTX 2070 SUPER (8 Гбайт) | 62 (100%) | 47 (-24%) | 34 (-45%) | 62 (0%) |
NVIDIA GeForce RTX 2070 FE (8 Гбайт) | 53 (100%) | 43 (-19%) | 31 (-42%) | 56 (+6%) |
NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER (8 Гбайт) | 51 (100%) | 42 (-18%) | 30 (-41%) | 55 (+8%) |
NVIDIA GeForce RTX 2060 FE (6 Гбайт) | 46 (100%) | 35 (-24%) | 25 (-46%) | 47 (+2%) |
NVIDIA GeForce GTX 1660 Ti (6 Гбайт) | 36 (100%) | 19 (-47%) | 12 (-67%) | |
NVIDIA GeForce GTX 1660 (6 Гбайт) | 31 (100%) | 15 (-52%) | 11 (-65%) |
3840 × 2160 | ||||
DXR выкл. | DXR средн. | DXR выс. | DXR выс. + DLSS | |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE (11 Гбайт) | 43 (100%) | 34 (-21%) | 24 (-44%) | 47 (+9%) |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER (8 Гбайт) | 37 (100%) | 28 (-24%) | 19 (-49%) | 39 (+5%) |
NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (8 Гбайт) | 36 (100%) | 26 (-28%) | 18 (-50%) | 38 (+6%) |
NVIDIA GeForce RTX 2070 SUPER (8 Гбайт) | 33 (100%) | 24 (-27%) | 17 (-48%) | 34 (+3%) |
NVIDIA GeForce RTX 2070 FE (8 Гбайт) | 28 (100%) | 21 (-25%) | 15 (-46%) | 30 (+7%) |
NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER (8 Гбайт) | 26 (100%) | 20 (-23%) | 14 (-46%) | 29 (+12%) |
NVIDIA GeForce RTX 2060 FE (6 Гбайт) | 22 (100%) | 6 (-73%) | 6 (-73%) | 25 (+14%) |
NVIDIA GeForce GTX 1660 Ti (6 Гбайт) | 19 (100%) | 9 (-53%) | 5 (-74%) | |
NVIDIA GeForce GTX 1660 (6 Гбайт) | 15 (100%) | 5 (-67%) | 4 (-73%) |
Как работает CPU Control
По сути, эта программа заставляет операционную систему забыть о своих «заморочках» и выделять большее количество ресурсов тому приложению, которое активно в данный момент, не обращая внимания на то, сколько оперативной памяти или мощности процессора требуют программы в фоне. Такая принудительная расстановка приоритетов частенько необходима старушке «Виндовс». Ибо она забывает о том, что должно работать быстрее, а что медленнее. У программы множество настроек. Ее можно даже использовать для принудительного запуска на ПК с многоядерными процессорами тех приложений, которые работают только с одноядерными ЦП. Итак, как правильно пользоваться CPU Control? Начнем с установки.
⇡#Трассировка лучей
Все игры с DXR, которые мы видели до сих пор, применяют трассировку лучей для рендеринга одного или двух ключевых компонентов изображения — отражений, теней или глобального освещения, и даже Metro Exodus не может похвастаться полным комплектом. Единственным исключением до поры до времени оставалась Quake II RTX с полностью трассированным графическим движком (а теперь к ней добавилась и Minecraft). Но пусть создатели Control не зашли настолько далеко, в Remedy гордятся тем, что их подход к трассировке лучей в сочетании с растеризацией на данный момент самый глубокий и проработанный. И отражения, и тени, и глобальное освещение — все это создано при помощи DXR. При условии, конечно, что видеокарта поддерживает трассировку в той или иной форме: на аппаратных RT-блоках в серии GeForce RTX или программно на всех остальных ускорителях NVIDIA, начиная с GeForce GTX 1060 с 6 Гбайт оперативной памяти.
Настройки трассировки лучей | ||
Среднее качество | Высокое качество | |
Ray Traced Reflections | On | On |
Ray Traced Transparent Reflections | On | On |
Ray Traced Indirect Diffuse Lighting | Off | On |
Ray Traced Contact Shadows | Off | On |
Ray Traced Debris | Off | On |
Меню настроек Control дает возможность регулировать пять основных параметров, связанных с DXR: отражения от прозрачных и непрозрачных поверхностей, глобальное (непрямое) освещение и контактные тени. Последняя опция разрешает графическому движку накладывать эффекты DXR на обломки, возникающие в результате разрушения объектов окружения, причем в обоих направлениях: летающий в воздухе мусор отражается в блестящих поверхностях, отбрасывает тени и, в свою очередь, получает отражения и тени от всего, что есть вокруг.
Трассированные отражения выкл. | Трассрованные отражения вкл. |
Трассированные отражения выкл. | Трассированные отражения вкл. |
Прозрачные отражения выкл. | Прозрачные отражения вкл. |
Прозрачные отражения выкл. | Прозрачные отражения вкл. |
Контактные тени выкл. | Контактные тени вкл. |
Контактные тени выкл. | Контактные тени вкл. |
Контактные тени выкл. | Контактные тени вкл. |
Непрямое освещение выкл. | Непрямое освещение вкл. |
Непрямое освещение выкл. | Непрямое освещение вкл. |
Трассировка лучей на обломках выкл. | Трассировка лучей на обломках вкл. |
Трассировка лучей на обломках выкл. | Трассировка лучей на обломках вкл. |
Установка программы
Предположим, что вы уже скачали программу с официального сайта. Установка до смешного проста. После запуска файла .ЕХЕ вам предложат выбрать путь установки. Его оставляем неизменным. Теперь требуется всего лишь нажимать на кнопку «Далее» (Next). После завершения процесса установки программу можно будет найти в списке установленных программ. Самое ценное в этой утилите то, что она является портативной. То есть ее запросто можно будет потом скинуть на флешку и запустить на другой машине. Теперь рассмотрим вопрос о том, как настроить CPU Control. Сложного в этом ничего нет. Нужно только понять основной принцип работы. А дальше все пойдет как по маслу. В некоторых случаях программу даже не нужно устанавливать. Достаточно всего лишь скачать архив и распаковать его в любую папку.
⇡#Качество DLSS
Во всех проектах с трассировкой лучей в реальном времени — за исключением опять же Quake II RTX и Minecraft — гибридный рендеринг идет рука об руку с DLSS. Вычислительная нагрузка DXR пока еще настолько велика для современных GPU, что только старшие модели NVIDIA (обе версии GeForce RTX 2080 и RTX 2080 Ti) могут сохранить высокую частоту смены кадров без этой подпорки, и то лишь в сравнительно нетребовательных режимах — 1080p и 1440p. За счет DLSS графический процессор выполняет рендеринг в пониженном разрешении, а нейросеть, заточенная под отдельно взятую игру, увеличивает кадр до целевых размеров. Опыт применения DLSS у игроделов все еще довольно скудный, а вычислительные мощности для тренировки нейросети дает сама NVIDIA, поэтому и результаты сильно отличаются от проекта к проекту. Мы видели примеры и с эталонным (как Shadow of the Tomb Raider) качеством изображения, и с достаточно высоким (Final Fantasy XV), и откровенно провальные — как Battlefield V. Кроме того, работа DLSS сама по себе не дается бесплатно с точки зрения производительности. Как правило, кадровая частота при честном рендеринге в сниженном разрешении оказывается выше, чем при масштабировании до целевого (к примеру, из 1440p в 2160p).
Еще год тому назад NVIDIA утверждала, что возможности DLSS будут расти со временем, поскольку нейросети для новых игр в какой-то степени опираются на данные, собранные в предыдущих. Control должна была стать первым проектом со зрелой реализацией DLSS, избавленной от старых недоработок. И это видно хотя бы по тому, насколько гибко «домашний» движок Remedy позволяет регулировать параметры масштабирования. Целевое разрешение DLSS здесь не привязано к тем или иным видеокартам серии GeForce RTX — все модели могут пользоваться нейросетью в режимах 1080p, 1440p и 2160p — и каждый режим дает на выбор два исходных разрешения. В 4К нативный рендеринг выполняется при разрешении 1920 × 1080 или 2560 × 1440, в 1440p — 1706 × 960 или 1280 × 720, а в 1080p — 1280 × 720 или 960 × 540.
Однако, как мы уже отметили, предыдущие игры успели подмочить репутацию этой технологии. После Battlefield V каждый новый проект с поддержкой DLSS попадает под подозрение. Но, к счастью, Control и в этом не разочаровал. Мы сделали несколько скриншотов в целевом разрешении 2160p при нативном рендеринге в 1440p, не полагаясь на тщательно отобранные материалы NVIDIA, и можем заявить, что качество масштабирования здесь как минимум не хуже, чем в Shadow of the Tomb Raider, а игровое окружение — по правде говоря, довольно однообразное — не подбрасывает нейросети трудные для обработки кадры, в которых возникают артефакты. Впрочем, судите сами.
MSAA 4X | DLSS |
MSAA 4X | DLSS |
MSAA 4X | DLSS |
MSAA 4X | DLSS |
MSAA 4X | DLSS |
MSAA 4X | DLSS |
MSAA 4X | DLSS |
MSAA 4X | DLSS |
MSAA 4X | DLSS |
Настройка CPU Control
По умолчанию интерфейс программы на английском языке. Первым делом нужно русифицировать утилиту. Сделать это очень просто. Нужно пойти в пункт «Options», выбрать подпункт «Languages» и установить в качестве главного языка «Russian». После русификации можно приступать к первичной настройке приложения. Нужно выставить галочку на пункте «Запускать вместе с Windows» и выбрать пункт «Минимизировать» (если вы хотите, чтобы программа запускалась в фоне). Далее требуется выбрать количество ядер, которое имеет ваш центральный процессор. Все это — на одной странице настроек в главном окне. Естественно, если у вас двухъядерный ЦП, то нет смысла выставлять четыре ядра. Ничего хорошего в итоге не получится. Рассмотрим далее особенности CPU Control. Как пользоваться утилитой?
Использование программы
Итак, как правильно пользоваться программой CPU Control? Новичкам рекомендуется использовать автоматический режим. Он включается очень просто. Нужно просто о в главном окне приложения. Тогда программа начнет сама решать, как правильно распределить процессы по ядрам и какому из них отдать приоритет. Первое время система может подтормаживать. Но потом приложение «освоится», и работать все будет так, как положено. Для тех, кто понимает, что делает, есть специальный режим ручной настройки. Он позволяет раскинуть каждый процесс на любое ядро. Конечно, использовать ручной способ куда лучше. Но это подходит только продвинутым пользователям. Ибо по незнанию можно убить систему окончательно.
Продолжим тему о CPU Control. Как пользоваться в WoT этим продуктом? «Танки» традиционно должны использовать как минимум два ядра процессора. Поэтому схема такая. Запускаем игру, сворачиваем ее и щелкаем процесс в программе. Затем выделяем игрушке два первых ядра, а на остальные два (если процессор четырехъядерный) нужно распределить остальные процессы. Осталось перезапустить игру. Вы сразу заметите, насколько вырастет производительность ваших любимых «Танков». Но есть еще одна особенность при использовании CPU Control. Как пользоваться ею на компьютерах с новыми процессорами? Беда в том, что утилита может не поддерживать свежие ЦП. Здесь уже ничего не получится сделать. Придется искать альтернативы приложению.
Как посмотреть результаты ускорения и вообще изменения
Мониторить нагрузку на ядра можно в том же диспетчере задач.
Важно включить в нем мониторинг нагрузки на ядра, что делается по кнопке “Вид” — “Вывод времени ядра” и “Вид” — “Загрузка ЦП” — “По графику на каждый ЦП”.
В идеале таки делать всё это не в режиме простоя сразу после запуска компьютера, а в режиме загруженной системы, т.е при запущенных ресурсоёмких приложениях, вроде игр, фотошопов или что там у Вас кушает ресурсы.
К слову, вот на 4-х ядрах даже в автоматическом режиме прирост производительности значительно ощутим, зато на двух почему-то даже в ручную не всегда удается достигнуть мощи.
В общем и целом здесь огромное поле для экспериментов, которое Вам, надеюсь, будет изучить, ибо у каждого своя система, набор программ и всё такое прочее. Поле, кстати, минное, ибо легко можно добиться обратного эффекта вместо оптимизации, но зато как интересно поковыряться :).
Попробуйте использовать разные профили в авторежиме или ручную настройку, дабы добиться максимальной производительности на Вашем компьютере.