Большинство пользователей компьютерных систем знает, что одним из главных условий функционирования всей аппаратной части, иногда называемой «железом», является наличие корректно установленных драйверов — устройств, для которых должно производиться своевременное обновление, поскольку все новые и новые программы зачастую предъявляют повышенные требования к управляющему ПО. Одной из самых интересных разработок в плане установки и проведения апдейта драйверов можно назвать пакет DriverPack Solution. Обсуждение программы на форумах в интернете содержат и восхищение, и крайне нелестные отзывы. Давайте попробуем разобраться, кто же прав, с непредвзятой точки зрения. Заодно посмотрим на основной функционал приложения и его использование на практике.
Программа DriverPack Solution: что это за приложение и для чего оно нужно?
Начнем, пожалуй, с рассмотрения того, что именно собой представляет этот программный пакет. Собственно, это специальное приложение, содержащее огромную базу данных драйверов практически для всех известных на сегодняшний день «железных» устройств, которые могут присутствовать в компьютерной системе.
Операционные системы Windows, причем любого поколения, конечно, пытаются инсталлировать драйверы для присутствующего оборудования в процессе установки. Вот только собственная база данных чрезвычайно мала, а присутствуют в ней исключительно драйверы устройств и производителей, поддерживаемых Microsoft. Неудивительно, что даже после первого старта установленной с нуля системы некоторые компоненты не работают или функционируют со сбоями и ошибками. Понятно, что повторная инсталляция или обновление драйверов средствами системы результата не дают, поскольку, как уже говорилось, обращение производится исключительно к базе данных корпорации Microsoft.
Вот тут на помощь и приходит пакет DriverPack Solution. Отзывы о нем (и положительные, и негативные) свидетельствуют о том, что драйверов поддерживаемых устройств в этом пакете намного больше, и с этим нельзя не согласиться. При этом стоит отметить, что, например, для первоначальной установки может использоваться оффлайн-база. А вот что самое интересное, так это наличие двух возможностей запуска программы: ее можно просто установить на компьютер или записать на съемный носитель и загрузиться с него, как с установочного устройства. В случае наличия интернет-подключения возможно скачивание драйверов и оттуда (на этом остановимся отдельно).
Устанавливать или нет?
Вопрос установки решается только в пользу инсталляции. Ну где еще найдешь такой сборник драйверов на все случаи жизни? Вот только среди версий можно найти дистрибутив для установки на жесткий диск и онлайн-версию. Последняя отличается тем, что сканирование ПК на предмет неустановленных драйверов или обновлений производится при подключении к Интернету. Сначала приложение сканирует собственную базу данных, а только потом обращается на сайт производителя, если какой-то компонент не найден.
В принципе, и производители явно заинтересованы в продвижении этого программного продукта. Да и обновления, которые создаются, постоянно ссылаются именно на этот пакет. Другое дело, что корпорация Microsoft не включает его в основной дистрибутив, и устанавливать его приходится вручную. Но думается, это не проблема, тем более что сама программа вместе с базами данных является бесплатной.
Немного истории
Рассмотрение и анализ отзывов о программе DriverPack Solution пока оставим в стороне и немного окунемся в историю этой уникальной разработки авторства Артура Кузякова.
Впервые этот пакет появился относительно недавно (в 2008 году) и в виде бета-версии был выложен на форме ресурса OSZone.Ru в виде приложения «Интерфейс для установки драйверов». Мнения по поводу нового апплета оказались крайне противоречивыми. Противники приложения указывали на множество недоработок. Ну, а чего было ожидать? Это же все-таки была бета-версия для тестирования, а не полноценный программный продукт (кстати сказать, все бета-версии любых программ практически всегда являются сырыми). Но это не стало преградой на пути продвижения пакета, и в 2009 году, когда к его разработке подключились другие специалисты, он был переименован в DriverPack Solution, а затем вышел в виде полноценного приложения, которое впоследствии распространялось в виде записанного на диск апплета в журнале «CHIP on CD».
В 2010 году произошло значимое событие в виде запуска интернет-сервиса DevID, инструментарий которого был встроен в основной пакет DriverPack Solution. Отзывы о приложении в то время говорили о том, что это была одна из первых возможностей поиска драйверов, по типу использования идентификаторов DEV и VEN, которые в операционных системах Windows можно найти на вкладке сведений в свойствах устройств в соответствующем диспетчере.
И на сегодняшний день такая технология в самом пакете позволяет производить автоматическое обновление драйверов, при котором сначала определяется само устройство, а затем производится поиск наиболее подходящего и самого свежего драйвера на интернет-ресурсе производителя оборудования или разработчика такого управляющего программного обеспечения, что полностью исключает и то, что устройство после апдейта драйвера работать не будет, и то, что вирусы в систему проникнут.
Золотой драйвер: как заработать $1 млн на настройке компьютеров
Около года после запуска программа лежала на сайте в бесплатном доступе, изредка обновляясь, пока Кузякову не поступил заказ от крупной компании, где нужно было настроить много компьютеров разом. «Со мной в паре работал абсолютно незнакомый мне инженер, и оказалось, что он пользуется моей программой и что многие сисадмины ею пользуются, — говорит предприниматель. — В этот момент я понял, что эту историю стоит развивать».
Читайте на РБК Pro
Как стать Cпикером: cоветы основателя re:Store Евгения Бутмана Как управлять талантами в эру «масштабного бунтарства» — часть I Билл Гейтс — о безумии конспирологов и новом Стиве Джобсе Стратегия Иванушки-дурачка: как топ-менеджеру выйти из тупика за 9 шагов
Секреты монетизации
Поначалу Кузяков предпринял несколько неудачных попыток найти инвесторов для вывода DPS на международный рынок. Необходимую сумму на маркетинг и продвижение программы, а также на ее перевод и адаптацию он оценил в $1 млн. «Я не считал это большой суммой, но инвесторы посчитали», — смеется предприниматель. Чтобы заработать денег, в 2009 году Кузяков начал записывать программу на CD-болванки и продавать их через сайт. Продукт оказался востребован в регионах, где интернет был еще сильно лимитирован и скачать несколько гигабайт было сложнее, чем купить CD за 150 руб. На дисках ИП Кузяков (в 2010 году он сам стал предпринимателем) зарабатывал 300 тыс. руб. в месяц, однако после полугода такой работы стало понятно, что это подход тупиковый: после получения диска пользователю как минимум год не требовалось ставить программу повторно. Кроме того, изготовление диска и его отправка по почте занимали значительное время.
Решение пришло неожиданно: в 2010 году Кузяков понял, что помимо драйверов массу времени отнимает еще и установка софта, и решил добавить к пакету DPS полезные программы — кодеки, плееры, браузеры, антивирусы, архиваторы, словом, все, что может пригодиться для ежедневного использования. «Я написал об этом статью в блоге на Habrahabr, и через пару дней позвонили ребята из «Яндекса» и предложили сотрудничество», — вспоминает Кузяков.
Основатель компании DriverPack Solution Артур Кузяков (Фото: Олег Яковлев / РБК)
«Яндекс» стал первым клиентом DPS: поначалу через программу предлагалась установить строку поиска «Яндекс.Бар», наладить поиск по умолчанию, сделать «Яндекс» домашней страницей, а впоследствии — установить «Яндекс.Браузер». «Яндекс» сотрудничает со многими российскими разработчиками ПО по похожей модели — это достаточно эффективный, хотя и дорогой способ привлечения пользователей, рассказал РБК руководитель отдела десктопной дистрибуции «Яндекса» Вадим Ковалев. По его словам, партнерством с DPS в «Яндексе» довольны, поскольку компания предлагает софт честным и добровольным способом, не навязывая программы и позволяя пользователям отказаться от их установки. «Если сравнивать разные способы привлечения пользователей, то пользователи, приходящие от DriverPack, лояльны «Яндексу», — говорит Ковалев.
С тех пор DPS стал использовать подобную бизнес-модель монетизации повсеместно: параллельно с установкой драйверов пользователю предлагается установить партнерский софт — браузеры Opera, Amigo (от Mail.Ru Group), китайский антивирус 360Total Security или антивирус Касперского, различные кодеки и архиваторы. За установки своих программ эти компании выплачивают DPS партнерские отчисления: либо фиксированную сумму — от 2,5 до 15 руб. за каждую установку, либо часть дохода (от 30 до 60%), полученного благодаря привлеченным пользователям. «Люди пользуются браузером, кликают в нем по рекламе, нашему партнеру это приносит прибыль, которой он делится с нами», — объясняет Кузяков. С каждым партнером DPS договаривается о деньгах отдельно, единых расценок нет.
Кузяков утверждает, что ежемесячно DPS генерирует не менее 1 млн установок партнерского софта, а общее число пользователей сервиса по всему миру превышает 35 млн человек. По данным SimilarWeb, в июле на сайт DPS зашло 5,6 млн пользователей. Такая популярность, по словам Кузякова, позволила DPS в 2014 году получить выручку около 79 млн руб., а чистую прибыль — 54 млн руб. Основную часть затрат составили расходы на персонал (семь человек в штате и три на аутсорсинге), аренду серверов, офиса и маркетинг.
«Так же, как спам работает»
DPS эффективно справляется с продвижением браузера Opera на российском рынке, рассказала РБК Дарья Щенкова, директор по дистрибуции и партнерским программам компании Opera, с которой DriverPack сотрудничает с 2011 года. По ее словам, DPS не просто предлагает установить браузер заодно с драйверами, а старается улучшить качество трафика, рекомендуя Opera среди своей пользовательской базы. По ее словам, за счет этого Opera получает гораздо больше лояльных пользователей, чем с помощью баннерной рекламы, которую также использует. «Это наш далеко не самый важный и не самый большой источник трафика, но поскольку мы получаем хорошее качество, то готовы делиться нашей прибылью с компанией Артура», — говорит Щенкова. В Opera не разглашают количество новых пользователей, привлеченных благодаря DPS, однако в целом число установок партнерского софта может достигать 5–6 млн в год.
В течение полугода в 2012 году в число партнеров DPS входил даже Microsoft с браузером Internet Explorer. «Когда мы начали сотрудничество, браузер еще не мог автоматически обновляться, и мы работали вместе с компанией, чтобы увеличить базу пользователей наиболее современной версии IE на тот момент», — рассказал РБК продакт-маркетинг менеджер Microsoft Антон Грачев.
Для крупных IT-компаний распространение через DPS — это дополнительный и недорогой способ привлечения клиентов. «У них приходит новая аудитория, и происходит конверсия: от ста бесплатных пользователей остается один платный, который частично окупает все это хозяйство», — рассказал РБК ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. При этом, по словам эксперта, уровень отказов от программы при такой установке гораздо выше, чем если компания сама продает свой продукт, но этот уровень нивелируется достаточно маленькой ценой и массовостью — «так же, как спам работает».
В DriverPack нечестные способы установки программ клиенту категорически отрицают. «Мы не распространяем всякие навязчивые рекламные программы. Если бы у нас это было, сисадмины бы отказывались от нас», — говорит Кузяков. По его словам, ставить пользователям партнерский софт DPS удается за счет высокой лояльности аудитории. Вокруг программы со временем сложился круг постоянных пользователей, которые стали присылать разработчикам недостающие драйверы, указывать на недостатки, исправлять ошибки.
Партнерские программы — единственный способ заработать на распространении чужих драйверов, однако такая бизнес-модель стремительно устаревает, считает директор программ-менеджмента Parallels Access Алекс Пацай: «В свое время у Google была хорошая партнерская программа по распространению Google Toolbar в чужом ПО. Но в какой-то момент стало казаться, что включишь утюг — и там тоже будет Google Toolbar, людей это стало раздражать, и такого распространения стало меньше».
Отдельную угрозу DPS представляет выход новой версии Windows 10 с автоматически обновляемыми драйверами, считает старший аналитик по корпоративным системам IDC Михаил Попов. Новая версия операционной системы попросту убьет бизнес компании, поскольку сделает их продукцию ненужной, считает он. Кроме того, у эксперта есть морально-этические сомнения насчет такой модели распространения софта. «Это эксплуатация невнимательности либо необразованности конечного пользователя», — считает Попов.
В DPS признают, что Windows 10 решает проблемы с драйверами лучше, чем предыдущие версии, но до их полного устранения еще далеко. «Windows остается самой популярной операционной системой. Выход новой Windows уже привлек на 20% больше трафика на сайт нашей компании», — говорит Бликштейн из DPS.
DPS ищет новые идеи для развития бизнеса. Компания по собственной инициативе и за свой счет полгода назад пришла в акселератор Фонда развития интернет-инициатив, где они встречаются с экспертами, получают советы по продвижению и сотрудничают с другими стартапами. Впереди у Кузякова и команды покорение мобильного рынка: после выпуска новой версии DPS предприниматели займутся разработкой и выпуском продуктов, автоматизирующих настройку устройств Android.
Конкуренты
По данным старшего аналитика по корпоративным системам IDC Михаила Попова, в сегменте установки драйверов на российском IT-рынке работает менее 10 компаний, в числе которых зарубежные — Driver Detective (7,4 млн посещений сайта продукта, по данным SimilarWeb, в июле 2020 года), Driver Genius (480 тыс.), Device Doctor (250 тыс.). У DriverPack Solution в июле было 5,6 млн пользователей. Конкуренты DriverPack берут деньги с пользователей: Driver Detective работает по модели freemium — бесплатная версия имеет ограничения, платная стоит $29,95 (около 2 тыс. руб. по нынешнему курсу), а Driver Genius и Device Doctor имеют улучшенные платные версии Pro.
Артур Кузяков считает, что DriverPack контролирует 5% российского рынка по установке драйверов.
Практическое использование стандартной и облегченной версии
До некоторого времени базовыми считались стандартная и облегченная версии. Стандартная модификация содержит оффлайн-базу и может быть использована для непосредственной установки драйверов со съемного носителя или в случае инсталляции программы на жесткий диск даже без доступа к интернету. Подключение требуется только для автоматического обновления.
Облегченная версия, как и аналогичные модификации других программ, имеет свои ограничения, связанные с тем, что с помощью этой утилиты можно установить только отсутствующие драйверы для нерабочего оборудования, например, при установке нового компонента в систему, для которого нет набора оригинальных драйверов. А вот обновление эта версия не производит. Кроме того (и отзывы о DriverPack Solution это подтверждают), лайт-версия «весит» всего лишь несколько десятков мегабайт, в то время как стандартный пакет может достигать размера в несколько гигабайт, что связано исключительно с огромным объемом основной базы данных.
Что такое DriverPack Cloud и как его удалить с компьютера
Вот что говорится на сайте разработчика о DriverPack Cloud:
DriverPack Cloud является новым продуктом от команды DriverPack, предназначенным для повышения производительности компьютера без каких-то дополнительных трат или апргейда «железа» вашего ПК. Не удовлетворены скоростью работы CS: GO или Dota 2 на своём компьютере? Попробуйте DriverPack Cloud!
Слушайте, ну прямо молочные реки и кисельные берега обещают. Неужели такое возможно? И да и нет. да — возможно, нет — не бесплатно. Если упростить по максимуму, то все вычисления будут производиться в облачном сервисе, а вам только передаваться готовая картинка.
С производительностью всё понятно, халявы не ждите, имеется гораздо более подозрительный функционал. Например, как пишут на сайте, DriverPack Cloud постоянно следит за состоянием драйверов и подгружает важные обновления, а также позволяет находить и удалять потенциально вредоносные программы, помогая вашему антивирусу. То есть, эта вся дребедень постоянно имеет полный доступ к вашим данным и работает на системном уровне.
Вы удивитесь, узнав насколько глубоко DriverPack Cloud запустил свои щупальца в вашу систему. И тут мы подходим к главному, что больше всего меня смутило в новом DriverPack Solution. Даже в режиме эксперта, если вы отказываетесь от установки и снимаете галочку с DriverPack Cloud, он всё равно ставится в вашу систему.
Но это ещё полбеды, данное приложение (DriverPack Cloud) не удаляется штатными средствами, пытаясь закрепиться где только возможно в системе, то есть ведёт себя как типичный троян.
Онлайн-модификация
Еще одна модификация пакета в виде версии для работы исключительно в онлайн-режиме вышла относительно недавно и получила маркировку DriverPack Solution 17.7.62. Отзывы о программе тоже изобиловали противоречиями, а в качестве основного минуса указывалось, что само приложение, несмотря на свой портативный тип, дополнительно инсталлирует кучу ненужного хлама и даже создает собственные элементы в автозагрузке системы, которые отключить стандартным методом в Windows невозможно, поскольку эти компоненты в списке процессов и служб, стартующих вместе с системой, не отображаются. Да, действительно, это замечено и сторонниками, и противниками приложения.
На данный момент для загрузки и использования доступна версия DriverPack-17-Online_1976246210.1520398261, использование которой тоже вызывает законные сомнения. Обратите внимание на приведенный скриншот.
На нем четко видно, сколько программ будет инсталлировано автоматически. С другой стороны, все те, кто жалуется на приложение, почему-то совершенно не обращают внимания на возможность отключения установки любого компонента (и драйверов, и сопутствующего софта).
Наконец, весьма сомнительно выглядит инструментарий защиты и чистки. Он по негативу «переплюнул» даже известный антивирус Avast, который все и вся считает сомнительным или нежелательным ПО, хотя на самом деле определяемые программы являются официальными и вполне безопасными.
Отзывы о DriverPack Solution Online прямо говорят о том, что многим вообще непонятно, зачем он был включен в основной набор. К сожалению, с его присутствием приходится мириться, хотя, по большому счету, этот инструмент ничего самостоятельно не удаляет, а только дает рекомендации.
Отзывы о компьютерной программе DriverPack Solution разделились
Что же касается самих отзывов, действительно, многие пользователи в плане автоматизации программой довольны. Другие пишут, что после установки драйверов даже операционная система перестает работать. Наконец, нельзя не согласиться с отзывами о программе DriverPack Solution Online, которые связаны не только с критикой установки дополнительного ПО, но и наличием неизвестно зачем встроенного и явно сомнительного инструмента защиты и очистки системы. В конце концов, это же не антивирус и не оптимизатор!
Как удалить пакет целиком и полностью?
Наконец посмотрим, как удалить пакет DriverPack Solution. Отзывы пользователей всех уровней подготовки свидетельствуют о том, что ничего сложного в этом нет. Для стационарных версий можно воспользоваться обычным разделом программ и компонентов, однако лучше все-таки отдать предпочтение программам-деинсталляторам, вроде iObit Uninstaller, способным удалять и остатки в виде файлов или ключей реестра.
Для удаления онлайн-пакета и сопутствующих компонентов DriverPack Solution (отзывы подтверждают и это) достаточно избавиться от основного исполняемого EXE-файла программы. После этого даже всплывающие сообщения и активированные компоненты автозагрузки исчезнут без пользовательского вмешательства.