В этот раз, прежде чем переходить к разговору о собственно камере, никак не обойтись без предисловия. Небольшой обзор текущей ситуации с доступностью оборудования для любительской стереоскопической видеосъёмки будет явно нелишним, тем более что рынок этот ещё год назад был практически пуст и образовывается буквально на наших глазах.
До недавнего времени выбор техники, специально разработанной и серийно выпускаемой для целей любительской стереоскопической 3D-видеосъёмки, был невелик и весьма ограничен, в первую очередь, функциональными возможностями. На выбор предлагались или карманные стереогаджеты с фиксированными объективами, или стандартные 2D-камеры с различного рода приспособлениями для 3D-съёмки. Рынок, по сути, был совершенно дикий и не сформировавшийся: ещё год назад не существовало устоявшихся спецификаций и требований к телевещательному 3D-оборудованию, а что уж там говорить о стандартах на любительскую стерео 3D-видеотехнику.
Так что истинные фанаты 3D-видео решали вопрос классическим дедовым способом, создавая так называемые «спарки» (или, если кому нравится больше, «риги» — от английского «rig») из двух одинаковых камер. Способ этот, собственно говоря, и до сих пор остаётся одним из наиболее эффективных выходов из ситуации, поскольку ничем не ограничивает пользователя в выборе камер с необходимыми характеристиками, к тому же обеспечивает возможность гибкой ручной настройки ключевых характеристик спарки — ширины стереобазы, конвергентных осей и так далее.
Очевидные удобства, тем не менее, оборачиваются на практике множеством сложностей. Прежде всего, это вопрос синхронизации двух каналов видео, ведь в любительских камерах никакого генлока нет и в помине (вопрос частично или до терпимого для любительской съёмки уровня погрешности решается с помощью программного видеоредактора).
Следующий вопрос — невозможность применения встроенного в камеры оптического или хотя бы электронного стабилизатора (вещь для видео очень полезная, а для 3D-видео просто необходимая), их в обязательном порядке приходится отключать у обеих камер спарки, иначе полный раздрай. Впрочем, вопрос со стабилизацией, хотя бы электронной, также теперь можно решить средствами пост-обработки, например пакет Sony Vegas Pro 10 вполне справляется с такой работой.
Ещё одна проблема — это невозможность использования трансфокаторов спаренных камер. Разное фокусное расстояние на кадрах для правого и левого глаз — это грубейшая ошибка оператора, ведущая к быстрой утомляемости глаз зрителя. Поэтому спарку придётся использовать на крайних положениях трансфокатора, и будет большой удачей, если эти камеры из одной партии и имеют минимальный разнос характеристик оптических систем.
Наконец, самая большая беда спаренных систем — низкая маневренность и оперативность. Привезти компоненты, собрать комплект, отъюстировать камеры — это займёт значительно больше времени, нежели поставить на штатив и включить 3D-камеру. Так что взять интервью или снять случайно подвернувшийся сюжет спаренной системой в некоторых случаях будет проблематично, в основном придётся ограничиваться постановочной съёмкой.
С технической точки зрения объединение функциональных возможностей спарки в единый корпус стерео 3D-камеры с автоматическим исключением вышеупомянутых проблем не представляется такой уж сложной инженерной задачей. Заодно, совершенно попутно и без особых дополнительных затрат решается вообще пока не озвучивавшийся важный вопрос синхронизации цветовой гаммы для обоих каналов. Некоторой гибкостью настроек придётся пожертвовать, но если в разумных пределах, почему бы и нет?
Разумеется, получившийся аппарат будет дороже любой 2D-камеры схожего класса. Более того, цена аппарата будет расти в разы с учётом каждого вашего дополнительного пожелания. Хотите ощутимую регулировку схождения оптических осей? Платите. Хотите максимальное качество записи видео? Платите ещё. Хотите регулировку стереобазы, а может, ещё и профессиональный формат видео и звука? Хотите на здоровье, но не в любительском классе аппаратов, добро пожаловать в раздел профессионального оборудования с ценами на порядок более высокими.
Словом, где-то должен находиться разумный компромисс, по которому стерео 3D-камера позволяет получить достойный результат, но при этом не обходится в цену гоночного автомобиля.
Технические характеристики
Итак, знакомьтесь — Sony TD10E, видеокамера с двойной высококачественной оптикой класса G, двумя 1/4-дюймовыми CMOS-сенсорами Exmor R, мощным процессором BIONZ и 3,5-дюймовым сенсорным автостереоскопическим ЖК-экраном, способная записывать 2D/3D-видео в разрешении Full HD на встроенные 64 Гбайт флеш-памяти или на карты MemoryStick/SD. Аппарат обладает возможностью плавной трансфокации непосредственно в процессе съёмки видео (10х в режиме 3D и 12х в 2D) и оснащён активным оптическим стабилизатором, а вдобавок способен в режиме 2D-видеосъёмки делать 7,1-Мп фотоснимки.
Наконец, Sony TD10E — одна из первых цифровых 3D-видеокамер, обладающих полноценной поддержкой спецификаций AVCHD 2.0, при этом в режиме 2D-видеосъёмки поддерживается полноценная запись 1080p50, что соответствует стандарту AVCHD Progressive, а в режиме 3D камера пишет видео с качеством 1080i50 и использованием соответствующего кодека MPEG4-MVC H.264/AVC, то есть в соответствии с требованиями AVCHD 3D.
Подробные характеристики камеры приведены в таблице ниже.
Full HD 3D-камера Sony HDR-TD10E | |
Сенсор | Две 1/4-дюймовые (4,5-мм) матрицы Exmor R CMOS с задней подсветкой |
Общее число пикселей | 2 x 4200 тыс. (3D) |
Эффективные пиксели (видео) | 3D HD: 2х 1990 тыс. (16:9); HD, стандартное: 2650 тыс. (16:9), 1990 тыс. (4:3) |
Эффективные пиксели (фото) | 2 х 3540 тыс. (4:3, 3D); 3540 тыс. (4:3, 2D) |
Ручная фокусировка | Есть |
Клавиша ручной фокусировки | Сенсорная панель, дисковый переключатель |
Точечная фокусировка (сенсорная панель) | Только 2D |
Следящий фокус | Только 2D |
Минимальное освещение (люкс) | 11 люкс (выдержка 1/50). Режим Low Lux: 3 люкс (выдержка 1/25, только 2D) |
Стабилизация изображения | Оптический стабилизатор Optical SteadyShot с активным режимом |
Фокусировка по лицу | Только 2D |
Функция Smile Shutter | Только 2D |
Оптимизация динамического диапазона | Есть |
Затвор | 1/8 — 1/1000 с |
Баланс белого | Авто, на открытом воздухе, внутри помещения, одно нажатие |
Выбор сюжета | Авто / Сумерки / Портрет в сумерках / Восход и закат / Фейерверк / Пейзаж / Портрет / Вспышка / Прожектор / Пляж / Снег (только 2D) |
Интеллектуальный автоматический режим (iAUTO) | Есть |
Функция Golf Shot | Только 2D |
Расширенный зум | 17x (только 2D) |
Коэффициент увеличения (оптический) | 10x (3D), 12x (2D) |
Цифровое увеличение | 160x (только 2D) |
Апертура | F1,8—10,0 |
Фокусное расстояние | f=2,9−29 мм (3D); f=2,9−34,8 мм (2D) |
Фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте, видео | 3D: 34,4 мм — 344 мм; 2D:29,8 мм — 357,6 мм (16:9), 36,5 мм — 438 мм (4:3) |
Фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте, фото | 29,8−357,6 мм (16:9) / 27,4−328,8 мм (4:3) |
Дисплей | Сенсорный 3,5-дюймовый экран Xtra Fine LCD с лентикулярным 3D-эффектом |
Разрешение экрана | 1229 тыс. пикселей |
Видоискатель | Отсутствует |
Вспышка | Есть |
Формат видео | 3D HD: MVC; 2D HD: MPEG4-AVC/H.264 AVCHD |
Тип носителя данных | Внутренняя флеш-память, 64 Гбайт; карты памяти MS PRODuo (Mark 2), PRO-HG Duo, SD/SDHC/SDXC (класс 4 или выше) |
Разрешение | 3D HD:2x 1920×1080/50i / 2D HD:1920×1080/50p(PS), 25p, 50i(FX,FH), 1440×1080/50i (HQ, LP) |
Скорость записи видео (средний битрейт/VBR) | 3D: примерно 28 Мбит/с / 2D HD PS: примерно 28 Мбит/с / FX: примерно 24 Мбит/с / FH: примерно 17 Мбит/с / HQ: примерно 9 Мбит/с / LP: примерно 5 Мбит/с / STD HQ: 9 Мбит/с |
Редактирование оригинала | Удалить / Разделить |
Прямое копирование | Есть |
Запись диска в одно касание | Есть (2D) |
Фотосъемка | Только 2D |
Формат фото | JPEG |
Размер изображения: | 7,1 Мп 4:3 (3072×2304), 5,3 Мп 16:9 (3072×1728), 1,9 Мп 4:3 (1600×1200), 307 тыс. пикселей 4:3 (640×480) |
Фотосъемка во время видеосъемки (функция Dual Rec) | Только 2D |
Аудиосистема | 5.1-канальная Dolby Digital |
Встроенный микрофон | Объемное звучание с зум-микрофоном |
Встроенный динамик | Clear Phase Stereo |
Выход USB | Есть (запись на внешние USB-накопители и диски) |
Кнопка зума на ЖК-экране | Есть |
Воспроизведение Full HD Progressive | Есть |
Энергопотребление, ЖК-экран вкл. | 4,9 Вт (3D); 3,3 Вт (2D) |
Адаптер переменного тока | AC-L200 |
Аккумулятор в комплекте | NP-FV70 |
Программное обеспечение | Picture Motion Browser (PMB) |
Беспроводной пульт ДУ | Есть |
Габариты | 148,5х74,0х86,5 мм |
Вес без кассеты/аккумулятора | 645 грамм |
⇡#Комплектация, исполнение
Камера поставляется в небольшой компактной упаковке, оформленной в традиционном для изделий Sony Handycam стиле.
В комплект поставки входит:
- Видеокамера Sony TD10E
- Адаптер переменного тока
- Кабель питания
- Кабель HDMI
- A/V-кабель
- USB-кабель
- Кабель USB-адаптера
- Пульт ДУ
- Литиевая батарея (питание пульта ДУ, предустановлена)
- Аккумуляторная батарея NP-FV70
- Диск с программным обеспечением PMB, инструкциями, руководством пользователя (PDF)
- Руководство по эксплуатации
Если изначально не заострять внимание на стереоскопической функциональности TD10E и сравнить конструкцию камеры и других HD-камкордеров семейства Sony Prestige, различия будут существенными.
С одной стороны, модель TD10E, как самый первый аппарат своего класса, явно разрабатывалась в качестве доступного решения с максимально демократичной ценой. Именно этим можно объяснить отсутствие у тестируемого аппарата высококачественного электронного OLED-видоискателя (как, например, в камерах CX700E, CX560E, CX550E).
С другой стороны, нельзя не признать, что именно по тем же причинам камера TD10E явно была задумана как решение с максимально достижимым в рамках этого ценового диапазона качеством видео и звука. Именно поэтому оба объектива камкордера оснащены высококачественной оптикой класса G, а встроенный микрофон имеет мощное 5.1-канальное исполнение, которым может похвастать далеко не каждая топовая HD-камера.
Внешне аппарат выглядит достаточно непривычно, из-за прямоугольного дизайна корпуса даже в некоторой степени громоздко. На деле всё оказывается гораздо практичнее: аппарат идеально ложится в руку, рычаг трансфокации оказывается под безымянным пальцем, кнопка спуска затвора фото под указательным пальцем, большой палец на кнопке записи видео, при этом тянуться к ним не придётся, всё рассчитано на длину пальцев, скажем, подростка.
На верхней плоскости камеры, кроме затвора фотокамеры и рычага трансфокации, размещается «башмак» с универсальным разъёмом, предназначенный для крепления дополнительных аксессуаров — выносных микрофонов, накамерного света и так далее. Функциональность его на TD-10E и других видеокамерах Sony идентична: по крайней мере, лампа HVL-HL1 работает в режиме «Авто» без проблем.
На тыльной стороне аппарата, кроме аккумулятора и вышеупомянутой кнопки записи видео, размещён клавишный переключатель режимов: фото, видео, воспроизведение. Слева от переключателя для индикации каждого режима находятся светодиоды с пиктограммами, при этом последний из них также предназначен для отображения процесса зарядки аккумулятора.
Под ними расположен механический переключатель между режимами 2D и 3D. Остаётся загадкой, почему этот переключатель необходимо было сделать механическим, но место для него выбрано идеальное, это факт.
Левее аккумулятора расположились разъёмы для внешнего микрофона и наушников (под верхней крышкой), выход HDMI и универсальный AV-разъём (под нижней крышкой).
На правой стороне аппарата, кроме ремешка для руки, расположен отсек с отодвигаемой крышкой, в котором сосредоточены разъёмы USB и подключения внешнего источника питания.
С левой стороны аппарата располагается откидной экран, при этом в конструкции TD10E предусмотрена специальная защёлка, предотвращающая его самопроизвольное открытие. Под экраном прячется прикрытый защитной крышкой универсальный слот под флеш-карты MemoryStick PRODuo/PRO-HG Duo/SD/SDHC/SDXC, здесь же находятся дополнительные элементы управления камерой: клавиша сброса настроек, кнопка выключения, клавиша воспроизведения, кнопка переключения 2D/3D-режимов дисплея.
На передней плоскости размещается оптическая система, закрываемая при выключении аппарата или переводе его в режим воспроизведения двумя механическими вертикальными шторками. Кроме того, здесь же, сверху и снизу, находятся микрофоны встроенной 5.1-канальной системы, а также регулятор глубины сцены при ручных установках 3D-съёмки.
На нижней стороне камеры располагается резьба штативного крепления, а также часть встроенных микрофонов.
Впечатления от работы и тестовые снимки
Fujifilm FinePix Real 3D W3 — достаточно быстрая в работе камера, если, конечно, не считать длительное время записи материала на SD-карту. Навигация по меню и работа с настройками идет быстро и гладко. Меню понятное и легкое в освоении, пусть и не такое зрелищное, как в камерах Sony и Samsung. Скорость фокусировки средняя, фотоаппарат уверенно фокусируется при дневном освещении, но задумчив и часто ошибается в фокусе ночью.
Если разбить фотоаппарат на составляющие, то он не выглядит таким конкурентоспособным, как другие устройства с одним объективом. Качество снимков, в частности уровень шумов на высоких ISO, находится на уровне 2009 года. Впрочем, ничего удивительного тут нет — камера использует не новейшие малошумные CMOS-матрицы, матрицы с задней подсветкой или CCD EXR, а обычные 10-мегапиксельные CCD-сенсоры.
⇡#Дисплей
Сенсорный стереоскопический экран можно назвать Центром Управления Полётом камеры. С его помощью осуществляются все функциональные установки, здесь же дублируются все кнопки настройки режимов и ведения процесса съёмки.
Главное меню HDR-TD10E покажется невероятно знакомым всем владельцам беззеркальных камер Sony NEX. Интерфейс простой, понятный, русификация проведена превосходно, расположение настроек запоминается очень быстро.
Особо хотелось бы подчеркнуть, что камера обладает очень широким набором ручных настроек съёмки, в том числе (хотя и в несколько меньшей степени) в стереоскопическом 3D-режиме. Наиболее интересные и характерные режимы настроек приведены на скриншотах ниже.
Несколько слов о стереоскопических возможностях самого экрана. Лентикулярная автостереоскопическая технология, применённая в 3,5-дюймовом ЖК-дисплее Xtra Fine 3D с разрешением 1229 тыс. точек, позволяет видеть на экране объёмное изображение «невооружёнными» глазами, без каких-либо очков и других дополнительных устройств.
Качество изображения разительно отличается в лучшую сторону от того, что можно было увидеть на экране популярной 3D-фотокамеры Fujifilm Real 3D W3 (несмотря на схожее разрешение).
Избавиться полностью от моментов с элементами фантомных искажений, конечно же, не удалось, слишком уж это специфичное устройство, однако наблюдаемый на экране TD10E стереоэффект хотелось бы назвать лучшим из увиденного доселе.
Функционал камеры
Что касается технических особенностей объективов, тут устройство претерпело минимальные изменения. Это система из двух 3-кратных объективов Fujinon с диапазоном фокусных расстояний 35-105 мм, установленных на 10-мегапиксельные 1/2.3” CCD-сенсоры. А вот процессор обработки сигнала установлен новый. Он синхронизирует спуск затвора на двух фотомодулях, позволяет фотографировать частотой до 2 кадров/c в 3D и 3 кадров/c в 2D-режиме, он же отвечает и за запись 3D-видео в HD-разрешении.
Как мы уже отмечали выше, Fujifilm 3D W3 — это два склеенных воедино мини-фотоаппарата, с одним дисплеем, батарейкой и кнопкой спуска на двоих. Но кроме 3D-съемки, для которой необходимо два объектива, можно снимать и в 2D. И тут FinePix 3D W3 имеет несколько интересных особенностей. Например, одновременно можно снимать с разным зумом, с разными цветовыми настройками и с разной светочувствительностью. Выбрать понравившийся вариант можно позже.
Камера позволяет снимать с ручными настройками выдержки и диафрагмы. Временами это будет полезно. При съемке в автоматических режимах строго рекомендуется выдерживать расстояние до объекта не менее 1.5 метра. Также нередки случаи, когда оба объектива запечатляют лишь часть предмета, но что тут поделаешь, минимальное фокусное расстояние объективов Fujinon в 35 мм — не самое широкоугольное положение.
Для того, чтобы объемность фотографий чувствовалась и на макроснимках, и на очень далеких предметах (фокусировка на бесконечность), придется переходить в режим ручной съемки A3D. Тут уже смещение кадров друг относительно друга придется делать самому.
В отличие от Fujifilm FinePix Real 3D W1, рассматриваемая модель умеет снимать HD-видеоролики, как в 2D, так и в 3D режиме. Одна минута трехмерного HD-видео занимает примерно 500 Мб. Качество видеороликов, на наш взгляд, не дотягивает до того, чтобы называться высоким, хотя на экране камеры изображение выглядит превосходно. Во время видеосъемки нельзя пользоваться зумом, это типично для компактных камер низкого ценового диапазона. Однако FinePix Real 3D W3 к таковым не относится. В случае 3D на это можно еще закрыть глаза, а вот для съемки двухмерного видео он бы точно не помешал, к тому же объективы практически бесшумны в работе.
⇡#Стереоформат камкордера TD10E
Камера Sony TD10E записывает стереоскопическое 3D-видео с помощью кодека MPEG4-MVC H.264/AVC в контейнер MTS/M2TS, с качеством 1080/50i. Всё это полностью соответствует характеристикам AVCHD 3D нового стандарта AVCHD 2.0, однако для начинающих требует некоторой расшифровки.
Многие из вас знакомы с базовой версией стандарта AVCHD и применяемым там MPEG4-кодеком H.264/AVC. Стереоскопическая версия этого кодека, MVC, очень похожа на то, что уже на протяжении нескольких лет используется в дисках Blu-ray 3D. При MVC-кодировании один из каналов видео, например левый, считают базовым, его кодируют как обычно, с помощью кодека H.264/AVC. Второй канал — в нашем случае правый, кодируют уже относительно кадров базового канала. Иными словами, во второй канал записывается лишь разница между кадрами базового и дополнительного каналов. Объём данных второго канала при этом получается значительно меньше и достигает максимум 50% объёма базового канала, в этом и заключается основная суть MVC-кодирования.
В случае с дисками Blu-ray 3D, данные второго канала записываются в виде самостоятельных файлов с расширением .ssif в одноимённую папку. Таким образом, стереоскопическое изображение при воспроизведении будет восстановлено из базового файла с названием, скажем, 00022.m2ts и дополнительного файла 00022.ssif.
В случае со стандартом AVCHD 2.0 на стадии кодирования происходит то же самое, но информация обоих потоков записывается в единый контейнер MTS/M2TS. Если вы не имеете технической возможности воспроизведения стерео 3D-записи, ваше оборудование попросту проигнорирует информацию о втором канале и будет работать с файлом MTS/M2TS как с обычным 2D-видео. Если же ваше оборудование для воспроизведения в состоянии определить в данных записи наличие флага Stereo High уровня 4.1, оно сможет идентифицировать наличие второго канала и, соответственно, произвести его правильное декодирование.
Что касается разрешения 1080/50i, с которым камера TD10E пишет 3D-видео. Увы, это максимум, определённый спецификациями нового стандарта AVCHD 2.0, прогрессивная развёртка для стерео видео предусмотрена в нём лишь для формата 1080/24p. Обусловлено это, в первую очередь, ограничением максимального потока данных MPEG-2 этого стандарта на уровне не более 28 Мбайт/с.
Остаётся выяснить лишь два вопроса: почему в камере нет поддержки режима 3D-съёмки в формате 1080/24p и почему даже в чересстрочном исполнении поддерживается только PAL-версия 50i. Ответ на оба эти вопроса будет один: потому что камера TD10E относится к любительскому классу. Желающим иметь всё это плюс множество других профессиональных «фишек» вроде электронного видоискателя (как у модели HDR-CX700E), ручки, бленды, аудиоразъёмов XLR с фантомным питанием и так далее, придётся потратиться на NICAM-модель Sony NX3D1 в примерно таком же корпусе, но уже за совершенно другие деньги (порядка 3 000 долларов или более).
Впрочем, желанный формат 1080/24p вы всегда сможете получить из своего видео при финальном рендеринге в одном из популярных видеоредакторов. Тем более что MVC пока что хорош в основном лишь для записи и хранения 3D-видео, для воспроизведения на большинстве современных устройств и/или закачки стерео видео в Интернет по-прежнему более востребован Side-by-Side.
Плюсы и минусы такого способа просмотра 3д фильмов
Есть несколько способов просмотра 3д-фильмов на телефоне, которые мне известны, но у них есть свои недостатки.
- Закинуть файл на телефон. Главный минус – объем файла. Средний файл в разрешении 1080р весит 5-10 гигов, и это если там не супер-качество и не супер-поток. Кидать такое на телефон крайне неудобно, даже если у вас там карточка стоит. Если карточки нет – то оно к вам в принципе может не влезть. Кстати, именно размер файлов долгое время отталкивал меня от просмотра фильмов в шлеме.
- Закинуть файл на флешку и подрубить ее к телефону. Где минусы? Во-первых, время копирования на флешку, во-вторых, не у всех в телефонах поддерживается OTG. Да и флешка должна быть гигов на 16 минимум, ее еще найти надо)
- Самое популярное, наверное – это стримить картинку с монитора ПК через тринус или что-то подобное. Всякие сплеш ремоуты и так далее. Минусы: занятый экран компьютера, и есть еще вопрос насчет качества – если у меня разрешение на экране 1024*768, я подозреваю, что тот же тринус рип 1080р будет передавать в этом разрешении, и это будет мутно. Да, еще тормоза при передаче. У кого-то есть, у кого-то нет. У меня они были, и на сплеш ремоте, и на тринусе. И, как увидим далее, дело было не в сетке.
Поэтому я выбрал стрим через медиасервер.
Плюсы стрима фильмов с ПК на телефон через медиа-сервер:
- Свободный экран ПК – это актуально, если, например, во время стрима комп нужен кому-то кроме тебя
- Не надо возиться с закидыванием файлов туда-сюда
- При правильной настройке картинка соответствует исходнику, ничего не пережимается и не перекодируется. Всё четко и круто)
- Не важно, какой у вас монитор, и какое на нем разрешение.
Минусы, а точнее, теперь минус только один: временами бывают тормоза, когда фильм затыкается на пару секунд. Я же стримлю через вайфай. Ну, еще к минусам можно отнести то, что надо скачивать файл целиком, а не как при просмотре онлайн, но, как по мне – это плата за стабильность.
⇡#Практические испытания
Прежде всего, хотелось бы сказать спасибо за то, что в погоне за снижением розничной цены Sony TD10E (для более уверенной конкуренции на зарождающемся рынке любительской 3D-видеотехники) создатели камеры не пошли на совсем уж радикальные меры. За аппаратом, который оснащен превосходной сдвоенной оптикой класса G, обладающей 10-кратной функциональностью в режиме 3D-съёмки и 12х — в режиме 2D-съёмки, к тому же с оптическим стабилизатором Optical SteadyShot, конкурентам будет угнаться нелегко, особенно при условии попадания в тот же ценовой диапазон.
Добавим к этому малошумные четвертьдюймовые CMOS-сенсоры Exmor R с тыльной подсветкой, способные часами писать Full HD-видео без видимых шумовых искажений (около 6 часов 30 минут в формате 3D или около 13 часов в формате 2D). Новая версия процессора BIONZ поддерживает ручные и интеллектуальные автоматические режимы корректировки экспозиции, а также запись 3D-видео в самый современный формат MVC. И наконец, встроенный флеш-накопитель ёмкостью 64 Гбайт, которого достаточно для непрерывной записи 3D-видео продолжительностью до 5 часов 15 минут или 6 часов 15 минут в максимальном 2D-качестве FX (1080p50).
Кстати, возможность записи сначала на встроенную память, потом на флешки MS и/или SD — это ещё что, вы представьте, что Sony TD10E способна «сгружать» отснятое видео непосредственно на внешний жёсткий диск, подключенный к камере по интерфейсу USB без необходимости использования компьютера!
Вторая (после формата 1080/50i) характеристика, вызывающая у потенциальных покупателей TD10E наибольшие переживания, — это расстояние между оптическими осями объективов (стереобаза), равная 31 мм, что вдвое меньше расстояния между зрачками среднестатистического человека. Здесь хотелось бы успокоить теоретиков от 3D-съёмки следующими двумя соображениями.
Во-первых, не стоит воспринимать остроту и зрелищность стерео 3D-видео как череду мозгодробительных эффектов с сюрикенами, постоянно «влетающими» между глаз зрителя. Это, конечно, здорово, но очень быстро утомляет, а, поскольку минимальное расстояние съёмки у TD10E составляет 80 см, вы и без большой стереобазы слишком быстро рискуете утомить зрителя выпирающими объектами переднего плана.
Во-вторых, не следует забывать, что 10-кратная (в 3D-режиме) оптика, поддерживающая возможность трансфокации непосредственно в процессе съёмки, позволяет вам запросто достичь большей глубины сцены и с 31-мм стереобазой.
Заметного стереоэффекта можно добиться при широкоугольном положении оптики на расстоянии в пределах от 80 см до 6 м, при среднем положении оптики от 2,5 до 10 м и при телеположении в пределах от 7,5 м до 20 м.
Ниже мы предлагаем вашему вниманию технический стерео 3D-ролик, где можно оценить глубину стереоэффекта при различном расстоянии до снимаемых объектов и разном фокусном расстоянии объектива.
Разумеется, для всех случаев создания стерео 3D-видео рекомендуется использовать штатив и, кроме этого, как можно меньше панорамировать и пользоваться трансфокацией непосредственно в процессе съёмки — это аксиома. Тем не менее встроенный в камеру оптический стабилизатор при 3D-съёмке способен творить настоящие чудеса. Приведённый ниже видеоролик как раз снят мной «с рук», камера в это время была «на весу». Без стабилизатора ролик вышел бы едва ли пригодным к просмотру.
В целом же будьте готовы к тому, что съёмка в стерео 3D будет занятием как минимум на порядок более сложным, нежели съёмка обычного видео, и технический брак в первое время может составить до 100% отснятого материала. Следует сразу понимать простую вещь: если при обычной съёмке неинтересный сюжет множит на ноль все ваши усилия, то в случае 3D скучища и отсутствие драйва в кадре будут просто убийственно действовать на зрителей. Чтобы в конце концов в кадре не остались одни лишь скучные клумбы, дождитесь хотя бы какую-нибудь Жучку, которая поднимет ногу на эту клумбу и хоть как-то украсит ваш сюжет.
Очень интересны возможности ручной регулировки режима съёмки: здесь можно выставить диафрагму, баланс белого и многое другое, а с регулятором MANUAL — даже глубину 3D-изображения. Для этого достаточно вращать диск MANUAL и сверяться с достижением необходимого эффекта по ЖК-экрану. Впрочем, здесь будет нелишне напомнить, что есть режимы, где экран запросто начинает «подвирать», так что рассчитывать придётся больше на свой опыт, чутьё и возможности используемого вами для работы с 3D-видео редактора.
Возможно, это прозвучит немного кощунственно, но фотоснимки, сделанные камерой TD10E в стандартных условиях освещения, получаются очень даже неплохими, особенно при последующем масштабировании под веб-страницы. При «попиксельном» рассмотрении, разумеется, качество оказывается под стать традиционным цифромыльницам, но при оперативной съёмке, с постоянным переключением между режимами 2D и 3D, особенно когда результат рассчитан для публикации в Интернете, качество фотографий можно назвать вполне приемлемым. Впрочем, вы всегда можете «нарезать» фотографий непосредственно из видеороликов, это же AVCHD. Особенно если съёмка велась с высоким качеством записи.
Уменьшенный кадр, 1/215с, F4, 29 мм
Фрагмент кадра в масштабе 1:2
Фрагмент кадра в масштабе 1:1
Уменьшенный кадр, 1/50с, F1.8, 29 мм
Фрагмент кадра в масштабе 1:2
Что касается возможностей TD10E при использовании её в качестве обычной 2D-видеокамеры, тут, пожалуй, она будет на уровне лучших образцов традиционных аппаратов и даже даст фору многим Full HD-камерам по функциональным возможностям. Это и 5.1-канальный объемный звук Dolby Digital, и возможность съёмки при малом освещении, и нарезка/склейка отдельных сцен из отснятого материала непосредственно встроенным в камеру редактором, и замедленная съёмка быстро движущихся объектов (после 3-секундной съёмки получается 12-секундный ролик), и так называемая «гольф-съёмка» (2 секунды быстрого движения разбиваются на кадры и затем записываются как видео или фотографии), и многое другое.
Прилагаемая к камере инструкция гласит, что идущей в комплекте штатной батареи питания NP-FV70 достаточно для непрерывной 3D-съёмки на протяжении примерно 160 минут и для обычной (с паузами) съёмки на протяжении примерно 80 минут. Хотелось бы заметить, что для новой батареи цифры указаны с подстраховкой, на практике от одного заряда батареи удалось провести более двух с половиной часов 3D-съёмки (с паузами) и при этом батарея так и не села до конца. Зато указанное в инструкции время зарядки NP-FV70 — 195 минут — примерно соответствует действительности.
На самом деле, в плане энергопотребления придраться не к чему, всё выглядит достойно. Но идея прикупить более мощный аккумулятор NP-FV100 (заявленное время непрерывной/обычной записи 320/160 минут, время полного заряда 390 минут) выглядит весьма привлекательной, особенно с таким большим встроенным накопителем и потенциальной возможностью использования любого накамерного света.
Несколько слов о прилагаемом ПО. Утилиту Sony PMB, безусловно, можно назвать очень мощным инструментом для импорта и экспорта снимков, их сортировки, каталогизации и просмотра. Однако редактировать стерео 3D-видео придётся всё же другими программами.
К счастью, в настоящее время формат AVCHD 3D (MVC) поддерживается достаточным количеством приложений. Автор использовал для этих целей Sony Vegas Pro: начиная с версии 10d этот мощный пакет для редактирования видео превосходно справляется с экспортом формата MVC, позволяет обрабатывать 2-канальное видео с 5.1-канальным аудио и обеспечивает высококачественный финальный рендеринг контента в любой из приличного списка поддерживаемых форматов стерео 3D-видео, в том числе MVC.
Видеокамеры 3D Full HD
JVC GS-TD1B | Sony HDR-TD10E
В последнее время стало модно ругать киноиндустрию за стремление к месту и не к месту навязать зрителю трёхмерную картинку. Спора нет, некоторые фильмы действительно создают ощущение, что 3D-эффектами в них пытались заменить и сюжет, и операторскую работу, и игру актёров. Но сейчас у любителей домашнего видео появился шанс самостоятельно снять трёхмерный ролик так, как они считают нужным.
Серьёзные собаководы с большой опаской встречают появление новых голливудских фильмов о наших четвероногих друзьях. После них миллионы зрителей немедленно проникаются любовью к братьям меньшим и стройными рядами отправляются в питомники, где выкладывают за щенков изрядные суммы. Однако с этого момента мелодрама перерастает в форменный хоррор. Принеся домой милое создание, многие оказываются совершенно неготовыми к тому, что впереди не только игры, но и серьёзное воспитание, общение с ветеринарами, а также съеденная обувь и испорченная мебель. Итог предсказуем: собаки в лучшем случае оказываются в приютах, а жертвы кинематографа стараются не вспоминать о пережитом.
Так вот, есть опасение, что горячо, но легкомысленно полюбив 3D, голливудские студии недооценили специфику формата и только теперь начинают осознавать всю серьёзность ситуации, в которой они оказались. Когда Джеймс Кэмерон снимал «Аватар», объёмное изображение стало для него одной из нескольких сверхсложных технологий, необходимых для того, чтобы зрители увидели мир Пандоры именно таким, каким его десять лет придумывал режиссер. Сногсшибательная картинка стоила команде мегапрофессионалов трёх лет напряженной работы и астрономических денежных затрат на создание новых съёмочных приёмов.
Однако братия голливудских продюсеров привыкла мыслить несколько другими категориями. Для них главным стало то, что, сняв фильм в 3D, Кэмерон поставил с ног на голову весь кинопрокат и заработал кучу денег. Значит, всё просто — быстро запускаем производство трёхмерных фильмов на поток и строим зрителей в очередь за билетами. Сказано — сделано, и народ действительно пошёл на «трёхмерку». Вот только оказалось, что объёмная фантастика, созданная мечтателем-максималистом с отличным коммерческим нюхом (невероятно редкое сочетание), сильно отличается от череды проектов, изначально задуманных ради «3D» на афише. Зрители этот финт уже раскусили — в последние месяцы в кинопрокате США соотношение числа билетов, проданных на сеансы 3D и 2D, стало медленно меняться в пользу последних.
Впрочем, не будем пессимистами. Поклонников у объёмного кино предостаточно, и хорошие фильмы, разумеется, тоже ещё будут. Ну а в ожидании них можно попробовать снять кино в 3D самому. Пусть и без кэмероновского бюджета, зато с неформальным подходом к делу и полной свободой творческих идей. Совсем недавно JVC и Sony выпустили пару трёхмерных камер, рассчитанных именно на любителей, но предлагающих очень серьёзный уровень качества картинки. По сути, это первые бытовые 3D-аппараты, снимающие объёмное изображение в честном разрешении Full HD, и пройти мимо таких знаковых новинок мы, разумеется, не могли. Давайте посмотрим, насколько и в каком направлении они могут расширить потенциал домашней видеостудии.
ОБЪЕКТИВНЫЕ ТОНКОСТИ Многие помнят, что любительские камеры научились более-менее серьёзно снимать 3D в конце прошлого года, когда Panasonic выпустил в продажу модель HDC-SDT750 (www.salonav.com/arch/2011/02/062.htm). Затем последовало появление двуглазого объектива, наделяющего возможностями объёмной съёмки фотокамеры Lumix, и самодельные трёхмерные ролики окончательно утратили статус малодоступной экзотики. Тем не менее до самого недавнего времени получить объёмную картинку в полноценном разрешении Full HD, то есть 1920 х 1080, на каждый глаз для непрофессионалов было задачей практически невыполнимой. Дело в том, что ключевым компонентом вышеописанных устройств является оптика, одновременно проецирующая оба кадра стереопары на одну-единственную матрицу. Правый и левый кадры при этом сжимаются по горизонтали ровно в два раза с соответствующей потерей чёткости. Ко всему прочему, такая конструкция не позволяет менять фокусное расстояние оптики, так что изменить масштаб снимаемого объекта не получится. |
Ну что же, энтузиастов трёхмерной съёмки можно поздравить. Теперь они могут не только критиковать или восторгаться творениями профессиональных режиссёров, но и самостоятельно снимать объёмные ролики в качестве, вполне достойном современных 3D-телевизоров.
Две половинки стереоизображения, каждая из которых обладает полноценным разрешением Full HD и записывается с достаточно высоким битрейтом — это, безусловно, прорыв. Дался он инженерам явно нелегко: для обработки настолько серьёзных цифровых потоков JVC пришлось разработать совершенно новый видеопроцессор — Falconbrid, а конструкторы Sony смонтировали в новой камере сразу два модифицированных чипа Bionz.
Ещё одна сложная проблема, которую пришлось решать, это синхронность работы систем автофокусировки и зумирования. Объектив обычной камеры может выполнить команду с задержкой в десятые доли секунды, да и сама автоматика иногда немного промахивается с установками — в большинстве случаев оператор этого просто не замечает. Однако если в стереорежиме объективы начнут наезжать с разной скоростью, объёмная картинка попросту рассыплется.
Одним словом, работа была проделана большая, и отрадно, что результаты получились вполне убедительные.
Оба сегодняшних испытуемых вполне достойны звания «Выбор эксперта», однако они далеко не идентичны, так что нужно обязательно учитывать тонкие особенности каждой модели. Меньшая кратность оптики и более высокий битрейт записи обеспечивают JVC GS-TD1B некоторое преимущество в чёткости трёхмерной картинки, особенно на периферийных участках кадра. С другой стороны, Sony HDR-TD10E может похвастаться как широкими углами обзора, сильно облегчающими съёмку с близкого расстояния, так и возможностью приблизить объект в шесть с половиной раз. Не будем забывать и о многоканальном звуке — особой масштабностью он в силу близкого взаиморасположения микрофонов не отличается, но на общую эффектность ролика влияет самым положительным образом.
JVC GS-TD1B | Sony HDR-TD10E | |
Формат компрессии | 2D: MPEG4-AVC/ H.264, 3D: MP4 (MVC)/ AVCHD | 2D: MPEG4-AVC/ H.264, 3D: MP4 (MVC)/ AVCHD |
Форматы HD-сигнала | 1080/50i, 1080/50p | 1080/50i, 1080/50p |
Матрица | 2 x 1/4,1” 3,32 Мп CMOS | 2 x 1/4” CMOS Exmor R; 4,2 Мп |
Эффективный размер матрицы (Мпикс.) | 2,07 (видео); 2,07/2,98 (фото 3D/2D) | 1,99/2,65 (видео 3D/2D); 2,65/3,54 (фото 16:9/4:3) |
ЖК-монитор | 3,5” LCD; 16:9; 920 тыс. пикс. | 3,5” LCD; 16:9; 1230 тыс. пикс. |
Видоискатель | нет | нет |
Цифровой Zoom | 200х | 160х |
Стабилизатор изображения | цифровой | оптический |
Объективы | ||
Фокусное расстояние (35-мм. эквив.), мм | 42 — 210 (3D); 37,3 — 373 (2D) | 34,4 — 344 (3D); 29,8 — 357,6 (2D) |
Светосила | F1,2 — 2,28 | F1,8 — 3,4 |
Оптическая кратность (3D/2D) | 5х/10x | 10х/12x |
Крепление насадок, резьба, мм | нет | нет |
Коммутация | ||
HDMI | да (miniHDMI) | да (miniHDMI) |
Компонентный выход | нет | да |
DV/HDV (IEEE 1394) | нет | нет |
USB | да | да |
Композитный вход/выход | нет/да | нет/да |
Гнезда для наушников/ микрофона | да/нет | да/да |
Общие характеристики | ||
Встр. микрофон | стерео | 5-канальный, зум |
Встроенный видеоосветитель/ вспышка | нет/нет | нет/да |
Габариты, мм | 102 х 64 х 186 | 86,5 х 74 х 148,5 |
Масса с аккумулятором, г | 675 | 725 |
поделиться
Tags: 3D Full HD
⇡#Что не понравилось
Возможно, это прозвучит как излишнее ворчание, но камере TD10E, на мой взгляд, не помешало бы наличие хоть какого-нибудь приспособления для ношения аппарата на шее. Даже если вы не пользуетесь дополнительно зеркальным фотоаппаратом, всё равно, периодически убирать камеру таких габаритов в сумку или карман — достаточно утомительное занятие. Раз уж производитель чётко позиционирует съёмную ручку как аксессуар исключительно профессиональных моделей, можно было бы установить какие-нибудь ушки для ремешка. Как компромисс, приходилось цеплять карабин нашейного шнурка за кольцо у ручного ремешка. Впрочем, для TD10E вполне подходит съёмная рукоятка, ввинчиваемая в штативную резьбу.
Второй момент — отсутствие возможности крепления бленды, хотя бы самодельной. Её просто не за что прикрепить.
И, наконец, третий момент. Все мы, конечно, понимаем, что надо как-то разграничивать любительский и профессиональный сектора техники. Но, господа, ведь отсутствие возможности 3D-съёмки в формате 1080/24p явно искусственное, «железо» аппарата вполне с ним справится, раз уж справляется с 1080/50i. Может быть, инженеры и маркетологи Sony (особенно маркетологи) услышат наши пожелания и включат эту опцию в будущих прошивках аппарата?
Как смотреть 3д видео на Youtube
С помощью какого оборудования можно смотреть 3D видео на YouTube? Обо всем по порядку…
На компьютере
Просмотреть в объеме можно не каждое видео, а только те ролики, которые были сняты и загружены в специальном 3D формате. Чтобы найти трехмерное видео на ютуб, нужно ввести в поиске тэг «yt3d». Если видео загружено по всем правилам, во время просмотра на кнопке настроек появится надпись «3D». В окне параметров появится отдельный пункт, в котором можно выбрать вариант просмотра:
Настройки 3D видео на Youtube
- 2D – смотреть стерео видео в 2В режиме, будет демонстрироваться только левый ракурс.
- Анаглиф – запустить видео в формате анаглиф. Для просмотра потребуются красно-синие анаглифные очки.
3D видео анаглиф
Раньше набор настоек просмотра 3д видео на ютубе был значительно больше. Можно было выбирать цвет анаглифных очков, поддерживались затворные очки NVIDIA 3D Vision и др. Но по каким-то причинам параметры вывода 3D роликов были сильно урезаны.
Старые настройки 3D видео на youtube
Если видео загружена на YouTube в формате 3D, то в панели управления плеера появится значок «3D»:
При нажатии и на него, открывается меню, в котором находятся настройки 3D воспроизведения видео:
В первой строке написано красно-голубой – здесь отображается выбранный режим воспроизведения.
Отключить 3D – отключение режима 3D воспроизведения, видео будет отображаться в обычной 2D версии (воспроизведение только левого ракурса).
Поменять местами правое и левое – изменение положения левого и правого кадров. Это необходимо если 3D видео загружено в формате перекрестная стереопара. Если вы не наблюдаете объемный эффект — поменяйте ракурсы местами.
Далее идут специализированные настройки, меняющиеся в зависимости от выбранного режима воспроизведения. Режим воспроизведения зависит от имеющихся у вас устройств для просмотра 3D видео. Для перемещения на страницу выбора оборудования для просмотра нажмите в меню 3D строку другие параметры:
Разноцветные очки – выбор варианта цвета очков, так называемых, анаглифных очков, которые стоят недорого и легко можно найти. Этот режим наиболее дешевый, но имеет недостатки, связанные с искажением цветов и двоением картинки. Выбрав цветные очки, вы увидите дополнительные параметры в меню:
- Полноцветное – отображение без изменения цветов (в большинстве случаев дискомфортно); оптимизировано (dubois) – измененные цвета для комфортного просмотра; монохром – черно-белое воспроизведение.
- Потом идут режимы, для просмотра которых потребуются 3D монитор или телевизор и 3D очки к ним. Подключив компьютер к телевизору с помощью приложения NVIDIA 3DTV Play, вы сможете наслаждаться объемным изображением, выбирая один из следующих способов воспроизведения:
- Чередующиеся строки, столбцы или шахматная доска – воспроизведение в формате Interlaced, в одном кадре отображаются сразу четные строки одного ракурса и нечетны второго. Этот вариант лучше чем анаглиф, но оборудование дороже. Дополнительные параметры в меню (варианты чередования): чередование строк, чередование столбцов и шахматная доска.
- Рядом – отображение ракурсов 3D видео горизонтально. Дополнительные параметры: половина ширины, в полную ширину (можно смотреть через зеркальный стереоскоп, но картинка будет небольшая).
- И наконец, режим HTML5 Stereo – режим разработанный NVIDIA совместно с Firefox. Для этого потребуется компьютер с поддержкой NVIDIA 3D Vision, последняя версия драйверов NVIDIA GeForce и браузер Firefox версии 4 и выше.
Все 3D роли на YouTube можно смотреть в 2D версии, выбрав режим Просмотр видео без использования 3D-устройства.
На телефоне
В приложении yotube на телефоне тоже можно смотреть 3D видео. Для этого нужны специальные VR очки для телефона. Это тот же шлем виртуальной реальности, в который вставляется смартфон, и выполняет роль экрана. Стоимость таких очков значительно ниже.
Обзор очков виртуальной реальности для телефона.
VR очки для просмотра 3D видео на Youtube с телефона
На телефоне видео запустится в формате анаглиф или как стереопара. Чтобы включить просмотр 3D, нужно нажать кнопку в виде очков VR в нижнем правом углу или выбрать в меню пункт «Смотреть в VR-режиме».
Просмотр 3D видео в приложении Yotube на телефоне
Экран разделится на две части, в каждой половине будет демонстрироваться только левая или правая часть стереопары. Очки виртуальной реальности устроены так, что каждый глаз видит только нужный ракурс.
Просмотр 3D видео в приложении Yotube на телефоне в VR-режиме
Режим VR на телефоне напоминает просмотр фильма в кинотеатре. Для удобства на экране появится курсор, с его помощью можно выполнить все необходимые настройки:
- Старт/пауза;
- Перемотка;
- Выбор качества видео;
- Регулировка звука.
Действие курсора активируется при касании экрана и нажатии функциональной кнопки на vr очках (если такая имеется) или на подключенном bluetooth пульте.
На 3D телевизоре или проекторе
Если открыть стереоскопический ролик на 3D проекторе или телевизоре, значок «3D» не появится. Видео воспроизведется как стереопара (сразу два ракурса), такой ролик тоже можно посмотреть в 3D режиме. Для этого необходимо включить полноэкранный режим и активируем функцию 3D просмотра на ТВ.
3D видео стереопара
⇡#Итого
Весной, когда впервые была озвучена рекомендованная российская цена камеры Sony HDR-TD10E — что-то порядка 65 тысяч рублей, некоторые потенциальные покупатели просто приуныли: получалось дешевле взять два Full HD-камкордера (50p/60p) и соорудить из них самодельную спарку. Официальная цена этой камеры и по сию пору составляет в онлайновом магазине Sony Store 58 999 pублей. Тем не менее любой желающий, покопавшись в онлайновых розничных ценах столичных магазинов, сможет найти вполне реальные предложения от 45 тысяч рублей. А это уже вполне сравнимо с уровнем обычных, нестереоскопических любительских Full HD-камкордеров.
Взяв Sony HDR-TD10E, вы и получите в своё распоряжение отличный образец современной Full HD-камеры (50p) с хорошей 12-кратной стабилизированной 2D-оптикой класса G, встроенным 64-Гбайт накопителем, ручными регулировками, поддержкой карт MS/SD, 5.1-канальным звуком и так далее.
При этом (при такой цене — практически бонусом) вы получите современную стабилизированную 3D-видеокамеру AVCHD 2.0 с 10-кратным зумом, превосходным 3,5-дюймовым автостереоскопическим экраном и множеством других полезных функций.