Словарь компьютерных терминов и Интернет-сленга
Карта изображений (англ. image map, иногда сенсорная карта или графическая карта) — это графический объект языка разметки HTML, связанный с изображением и содержащий специальные области (активные зоны), при нажатии на которые происходит переход по определённому URL (при помощи javascript можно установить другие действия). Использование карт изображений позволяет хранить несколько ссылок в одном изображении.
Карта сайта (англ. sitemap) представляет собой список страниц сайта для поисковых систем или пользователей и аналогична разделу Содержание обычной книги. Используется как элемент навигации, показывает взаимосвязь между страницами сайта. Это полный перечень разделов и/или всех страниц в иерархическом порядке. В XML-формате используется для поисковых систем, а в HTML — для пользователей, чтобы помочь найти нужную информацию, которая есть на сайте. Подробнее про карты сайта. Заказать создание карт(ы) сайта.
Каскадные таблицы стилей (англ. cascading style sheets или CSS /siːɛsɛs/) — формальный язык описания внешнего вида документа, написанного с использованием языка разметки. Преимущественно используется как средство описания, оформления внешнего вида веб-страниц, написанных с помощью языков разметки HTML и XHTML, но может также применяться к любым XML-документам, например, к SVG или XUL. CSS используется создателями веб-страниц для задания цветов, шрифтов, расположения отдельных блоков и других аспектов представления внешнего вида этих веб-страниц. Основной целью разработки CSS являлось разделение описания логической структуры веб-страницы (которое производится с помощью HTML или других языков разметки) от описания внешнего вида этой веб-страницы (которое теперь производится с помощью формального языка CSS). Такое разделение может увеличить доступность документа, предоставить большую гибкость и возможность управления его представлением, а также уменьшить сложность и повторяемость в структурном содержимом. Кроме того, CSS позволяет представлять один и тот же документ в различных стилях или методах вывода, таких как экранное представление, печатное представление, чтение голосом (специальным голосовым браузером или программой чтения с экрана), или при выводе устройствами, использующими шрифт Брайля. Заказать работы со стилями (css) сайта(ов).
Кво́тинг (англ. quoting) — цитирование комментария собеседника при дискуссиях на форумах ↓ в блогах ↑ и других формах Интернет-общения.
Кибератака (хакерская атака) — покушение на информационную безопасность компьютерной системы с целью вывести её из строя, захватить над ней контроль (повысить права доступа) или получить какие-то конфиленциальные данные без ведома хозяев. Одним из способов осуществления кибератаки является внедрение, так называемых, вирусов ↑
Киберне́тика (др.-греч. κυβερνητική «искусство управления») — наука об общих закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество.
Киберпреступность — преступления, совершаемые в сфере информационных технологий ↑
Киберпространство (англ. cyberspace) — метафорическая абстракция, используемая в философии и в компьютерных технологиях, является (виртуальной) реальностью, которая представляет Ноосферу. Второй мир как «внутри» компьютеров, так и «внутри» компьютерных сетей.
Кибершпионаж или компьютерный шпионаж (возможно «киберразведка») — термин, обозначающий, как правило, несанкционированное получение информации с целью получения личного, экономического, политического или военного превосходства, осуществляемый с использованием обхода (взлома) систем компьютерной безопасности, с применением вредоносного программного обеспечения, включая «троянских коней» и шпионских программ. Кибершпионаж может осуществляться как дистанционно, с помощью Интернета, так и путём проникновения в компьютеры и компьютерные сети предприятий обычными шпионами («кротами»), а также хакерами ↓ С недавних пор кибершпионаж включает также анализ спецслужбами поведения пользователей социальных сетей, таких как Facebook и Twitter с целью выявления экстремистской, террористической или антиправительственной деятельности.
Килоба́йт (КБ, Кбайт) — единица измерения количества информации, равная 1024 байтам ↑
Кири́ллица (англ. Cyrillic) — девятый блок стандарта Юникод ↓ Содержит все буквы основной кириллицы, а также дополнительные буквы для славянских и неславянских алфавитов.
Клавиату́ра — комплект расположенных в определенном порядке клавиш для управления каким-либо устройством или для ввода данных. Как правило, кнопки нажимаются пальцами рук. Сленговое сокращение — клава.
Класс — это элемент ПО ↓ описывающий абстрактный тип данных и его частичную или полную реализацию. Другие абстрактные типы данных — метаклассы, интерфейсы, структуры, перечисления, — характеризуются какими-то своими, другими особенностями. Наряду с понятием «объекта» класс является ключевым понятием в ООП ↓ (хотя существуют и бесклассовые объектно-ориентированные языки, например, Self, Lua; подробнее смотрите Прототипное программирование). Суть отличия классов от других абстрактных типов данных состоит в том, что при задании типа данных класс определяет одновременно как интерфейс ↑ так и реализацию для всех своих экземпляров, а вызов метода-конструктора обязателен. На практике объектно-ориентированное программирование ↓ сводится к созданию некоторого количества классов, включая интерфейс и реализацию, и последующему их использованию. Графическое представление некоторого количества классов и связей между ними называется диаграммой классов. Объектно-ориентированный подход за время своего развития накопил множество рекомендаций (паттернов) по созданию классов и иерархий классов. Идея классов пришла из работ по базам знаний, имеющих отношение к исследованиям по искусственному интеллекту. Используемые человеком классификации в зоологии, ботанике, химии, деталях машин, несут в себе основную идею, что любую вещь всегда можно представить частным случаем некоторого более общего понятия. Конкретное яблоко — это в целом некоторое яблоко, вообще яблоко, а любое вообще яблоко — фрукт. Именно поэтому примеры классов в учебных пособиях по объектно-ориентированному программированию так часто упоминают яблоки и груши.
Класс памяти (англ. storage class) переменной — понятие в некоторых языках программирования. Он определяет область видимости переменной, а также как долго переменная ↓ находится в памяти.
Клие́нт — аппаратный или программный компонент вычислительной системы, посылающий запросы серверу ↓ Программа, являющаяся клиентом, взаимодействует с сервером, используя определённый протокол. Она может запрашивать с сервера какие-либо данные, манипулировать данными непосредственно на сервере, запускать на сервере новые процессы и т. п. Полученные от сервера данные клиентская программа может предоставлять пользователю или использовать как-либо иначе, в зависимости от назначения программы. Программа-клиент и программа-сервер могут работать как на одном и том же компьютере, так и на разных. Во втором случае для обмена информацией между ними используется сетевое соединение.
Ключеви́к или ключевое слово — слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами дать высокоуровневое описание содержания текстового документа, позволяющее выявить его тематику. Ключевые слова в анализе текста (в том числе, при построении индекса в поисковых системах ↓ ) — особо важные, общепонятные, ёмкие и показательные для отдельно взятой культуры слова в тексте, набор которых может дать высокоуровневое описание его содержания для читателя, обеспечив компактное представление и хранение его смысла в памяти. Ключевики активно используются при продвижении сайта в поисковых системах, так называемом SEO ↓ а также в при настройке кампаний в контекстной рекламе ↓ Подробнее про типы соответствия ключевых слов в Яндекс.Директ и Google Рекламе.
Ко́дек (англ. codeс (coder/decoder – кодировщик/декодировщик) — компьютерная программа для сжатия и распаковки цифрового файла мультимедиа, например аудио или видео файла.
Ко́дер — программист ↓ специализирующийся на кодировании — написании исходного кода ↑ по заданным спецификациям.
Компиля́тор — программа или техническое средство, выполняющее компиляцию ↓
Компиля́ция — трансляция программы ↓ составленной на исходном языке высокого уровня, в эквивалентную программу на низкоуровневом языке, близком машинному коду (абсолютный код, объектный модуль, иногда на язык ассемблера ↓ ). Входной информацией для компилятора ↑ (исходный код ↑ ) является описание алгоритма или программа на предметно-ориентированном языке, а на выходе компилятора — эквивалентное описание алгоритма на машинно-ориентированном языке (объектный код).
Компили́ровать — проводить трансляцию машинной программы с предметно-ориентированного языка на машинно-ориентированный язык.
Компью́тер (англ. computer, /kəmˈpjuː.tə(ɹ)/ — вычислитель) — устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую, изменяемую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода. Описание последовательности операций называется программой. Сленговое сокращение — комп.
Компьютерная система — любое устройство или группа взаимосвязанных или смежных устройств, одно или более из которых, действуя в соответствии с программой, осуществляет автоматизированную обработку данных.
Компью́терщик — специалист по компьютерной технике, программист ↓
Конверсия в Интернет-маркетинге ↑ — это отношение числа посетителей сайта, выполнивших на нём какие-либо целевые действия (скрытые или прямые указания рекламодателей, продавцов, создателей контента — покупку, регистрацию, подписку, посещение определённой страницы сайта, переход по рекламной ссылке), к общему числу посетителей сайта, выраженное в процентах. Например: у Вас Интернет-магазин по продаже какой-либо продукции. Если в сутки на него зашло 100 человек и 9 из них сделали покупки, то процент конверсии посетителей и покупателей равен (9 покупок/100 посетителей)*100% = 9%. Успешная конверсия по-разному трактуется продавцами, рекламодателями или поставщиками контента. К примеру, для продавца успешная конверсия будет означать операцию покупки потребителем, который заинтересовался в продукте, нажав на соответствующий рекламный баннер. Для поставщика контента успешная конверсия может быть регистрацией посетителей на сайте, подпиской на почтовую рассылку, скачиванием программного обеспечения или какие-либо другие действия, ожидаемые от посетителей.
Конне́ктиться — подсоединяться, устанавливать соединение, дозвониться до провайдера (обычно модемное соединение). Конне́кт — соединение.
Конте́кстная рекла́ма — тип Интернет-рекламы, при котором рекламное объявление показывается в соответствии с содержанием, контекстом Интернет-страницы (лат. contextus — соединение, связь). В заголовках такие объявления обычно содержат слова или группы слов (ключевые слова), представляющие собой гиперссылку, приводящую на страницу рекламодателя. Контекстная реклама формируется и продаётся поисковыми системами, такими, как Google, Яндекс, Бегун у Рамблера, и т.д.. Размещается непосредственно в выдаче поисковой системы или на сайтах-партнёрах.
Конте́нт (англ. content — содержание) — любое информационное наполнение чего-либо. Например, контент веб-сайта — тексты, изображения, видео, и т.п., которые размещены на этом сайте.
Ко́пипа́ст (англ. copy paste — копировать-вставить) — создание документа путём компоновки его из нескольких готовых, где-то скопированных блоков текста.
Копира́йт (англ. copyright — копировать, размножать и право) — права на использование и распространение продукции, которая может быть скопирована (тексты, фотографии, музыка, видео, компьютерные программы, и т.п.) и растиражирована. Не идентично по смыслу выражению «авторское право», которое часто означает только права авторов, но не смежные права.
Копира́йтинг (англ. copywriting (copy — рукопись, текстовый материал + write — писать)) — профессиональная деятельность по написанию рекламных и презентационных текстов. Таковыми можно считать все тексты, которые прямым или косвенным образом рекламируют или популяризируют товар, компанию, услугу, человека, или идею. Копира́йтер — специалист, занимающийся копирайтингом, т.е. пишущий тексты.
Корпоративный сайт — официальный сайт компании, её полноценное виртуальное представительство в сети Интернет. Кроме подробной информации о компании, её товарах и/или услугах, корпоративный сайт может содержать новости (или корпоративный блог), каталог продукции (с возможностью покупки онлайн (с оплатой через платёжные системы на сайте или только при получении) или без таковой), формы обратной связи (заказа через сайт, подписки на рассылку), форум, онлайн чат и ещё кое-какие элементы, связанные со спецификой деятельности конкретной фирмы. Дизайн корпоративного сайта обычно выполняется с учётом фирменного стиля компании. Заказать создание корпоративного сайта.
Кра́улер — см. поисковый робот ↓
Кра́улинг (англ. crawling — ползание) — процесс обнаружения поисковым роботом (краулером) новых страниц в Интернете и обновлений (изменений) в тех страницах, которые уже присутствуют в индексе поисковой системы ↓ Начинается краулинг со сканирования и сбора данных о страницах сайтов в сети для последующей обработки на серверах поисковика. Просканированная страница не обязательно будет проиндексирована. Построение индекса для поисковой выдачи осуществляется на основе сложных алгоритмов, отличающихся между собой у разных поисковых систем.
Криптовалю́та — разновидность цифровой валюты ↓ создание и контроль за которой базируются на криптографических методах. Как правило, учёт криптовалют децентрализирован. Функционирование данных систем основано на таких технологиях как блокчейн, направленный ациклический граф, консенсусный реестр (ledger) и др. Информация о транзакциях обычно не шифруется и доступна в открытом виде. Для обеспечения неизменности базы цепочки блоков транзакций используются элементы криптографии (цифровая подпись на основе системы с открытым ключом, последовательное хеширование). Термин закрепился после публикации статьи o системе Биткойн ↑ «Crypto currency» (Криптографическая валюта), опубликованной в 2011 году в журнале Forbes. Сам же автор биткойна, как и многие другие, использовал термин «электронная наличность» (англ. electronic cash). Криптовалюта может быть разработана с нуля или использовать общедоступный исходный код другой криптовалюты. Если, помимо кода, новая криптовалюта также использует уже имеющуюся цепочку блоков исходной криптовалюты, такую криптовалюту называют форком исходной криптовалюты. Для своей эмиссии разные криптовалюты применяют майнинг, форжинг или ICO. Об экономической сути и юридическом статусе криптовалют ведутся дискуссии. В зависимости от страны криптовалюты рассматриваются как платёжное средство, специфичный товар, могут иметь ограничения в обороте (например, запрет операций с ними для банковских учреждений).
Крон (cron) — классический демон ↑ (компьютерная программа в системах класса UNIX) использующийся для периодического выполнения заданий в определённое время. Регулярные действия описываются инструкциями, помещенными в файлы crontab и в специальные каталоги. Название cron образовано от греческого слова χρόνος (хрόнос) — время (по-английски — cronos).
Ку́лер (англ. cooler — охладитель) или охладитель — название системы воздушного охлаждения — совокупности вентилятора и радиатора, устанавливаемых на электронные компоненты компьютера с повышенным тепловыделением (обычно более 5 Вт): центральный процессор ↓ графический процессор ↑ микросхемы чипсета ↓
Ку́ки (англ. cookie — «печенье» (дословный перевод)) — сленговое словечко, ставшее впоследствии официальным термином и обозначающее небольшой фрагмент данных о пользователе, программно создаваемый веб-сервером и хранящийся в виде отдельного файла на компьютере пользователя для его идентификации веб-сайтом, а также для хранения настроек и предпочтений пользователя где-либо в сети, например на сайте социальной сети или Интернет-магазина.
Кэш (англ. cache — тайник, запас) — массив сверхоперативной памяти компьютера, являющийся буфером между достаточно медленной системной памятью и процессором. В этом массиве хранятся данные, с которыми процессор работает в данный момент. При выключении питания эти данные не сохраняются. Кэши́рование — накопление данных в оперативной памяти для их быстрого извлечения по мере необходимости. Кэширование ускоряет процесса обработки информации.
Фолксономия (folksonomy)
Вид классификации объектов. Это что-то вроде ручной сортировки информации, которой сообща занимается группа людей. Как правило, речь идет о классификации чего-то в интернете — там это удобнее. Например: любители детской литературы создают, скажем, коллекцию детских электронных книг в сети. Затем помечают известные им книги какими-то метками (тегами). Каждый своими.
Чаще набор тегов заранее обговаривается, и выходить за его пределы нельзя. Например, в нашем случае, это могут быть метки: «для детей», «классика», «без картинок», «скучно», «плохой перевод», «Агния Барто», «стихи», «не читабельно», «приключения» и т.д.
Популярный сайт, на котором применена фолксономия, — фотохостинг «Flickr». Здесь пользователи выгружают свои фотографии, отмечая их тегами. Тег каждой фотографии может поставить любой человек, зарегистрировавшийся на сайте.
Рано или поздно, если сообщество активно, почти каждая книга получает по несколько одних и тех же тегов, поставленных разными людьми. Это означает: несколько человек эту книгу находят удовлетворяющей именно этим тегам. Все члены сообщества могут ориентироваться на них, подбирая что-то для своих отпрысков.
Искусственная нейронная сеть (artificial neural network, ANN)
Это искусственный аналог биологической нейронной сети, который позволяет автоматизировать решение многих задач. Именно с искусственными нейросетями сегодня связано большинство достижений искусственного интеллекта.
Первая простейшая искусственная нейронная сеть появилась в 1960 году. Приведет ли век спустя прогресс таких сетей к появлению беспощадных терминаторов? Это известно только Джону Коннору.
По сути, искусственная нейросеть — это особый вид компьютерной программы, и работает такая программа, соответственно, на одном или нескольких компьютерах.
Самое интересное свойство искусственной нейросети — ее обучаемость. Если задача программы состоит в том, чтобы отличать на фотографиях женщин от мужчин, то через искусственную нейросеть нужно «пропустить» как можно больше разных изображений, подсказывая правильный ответ.
В процессе такого «натаскивания» внутри нейросети формируются все более точные алгоритмы определения пола человека по его изображению — это происходит в полуавтоматическом режиме, сеть учится на своих ошибках.
Автокодировщик (autoencoder, AE)
Это особый тип неконтролируемой искусственной нейронной сети, которая обеспечивает сжатие и другие функции в области машинного обучения.
Простейшая архитектура автокодировщика — сеть прямого распространения, без обратных связей, содержащая входной слой, промежуточный слой и выходной слой. Основной принцип работы и обучения сети автокодировщика — получить на выходном слое отклик, наиболее близкий к входному.